Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 640 
Next page End  

процесса — развитием психики (точнее, когнитивным развитием; что, впрочем, совсем немало,
учитывая важность интеллекта для развития личности). В то же время защищаемое автором
представление о том, что развитие личности (и не только личности, но и коллектива) осуществляется в
деятельности и его определяющим фактором служит деятельностно-опосредствованный тип
взаимоотношений, полностью укладывается в рамки самого обычного деятельностного подхода и
принципиально не противоречит концепции В. д. (см. Деятельностного опосредствования
межличностных отношений теория, Деятельность как методологическая проблема психологии,
Личность).
ВЕДУЩЕЕ ПОЛУШАРИЕ (англ. dominant hemisphere, leading hemisphere) одно из больших
полушарий (чаще всего левое) головного мозга, в котором локализованы центры речи. Син.
лингвистическое полушарие, доминантное полушарие.
Термин «В. п.» впервые использовал англ.
невролог Джон Х. Джексон (Jackson, 1835-1911) в 1868 г. См. Латерализация функций,
Межполушарная организация психических процессов. (Б. М.)
ВЕКСЛЕРА ШКАЛЫ (англ. Wechsler
scales)
батареи тестов для измерения интеллекта,
разработанные амер. психологом Дэвидом Векслером (1896-1981). В 1937 г. вышла 1-м, а в 1946 — 2-м
изд. т. н. шкала Векслера—Беллвью (WechslerBellevue scale; «Bellevue» — название учреждения, где
Векслер исследовал интеллект правонарушителей). Эта шкала устарела и в настоящее время не
используется. В 1949 г. автор издал «Шкалу Векслера для измерения интеллекта у детей» (WISC), в
которую вошли тесты для возрастов от 5 до 15 лет. В 1955 г. была опубликована «Шкала Векслера для
измерения интеллекта у взрослых» (WAIS), в которой даны тесты для возрастных групп от 16-17 лет до
старости (включительно). Автор стремился к тому, чтобы знания, которые можно получить в
общеобразовательной школе, не играли в его тестах доминирующей роли. Поэтому им привлекается
иной (по сравнению со шкалой Стэнфорд—Бине) вербальный материал. Наряду с тестами вербальными
в шкале представлены тесты «действия», невербальные. Тем не менее корреляции между вербальной и
невербальной сериями высоки; равно как высоки корреляции обеих серий со шкалой Стэнфорд—Бине.
Следует иметь в виду, что все данные, приводимые автором о результатах проверки своих шкал,
относятся к выборкам, полученным в США; успешность выполнения тестов зависит от социально-
психологического опыта личности. См. Бине А., Тесты интеллекта.
Добавление: В тестах Векслера впервые стал применяться новый подход к определению
коэффициента интеллекта.
Прежние шкалы интеллекта давали показатель умственного возраста,
с
помощью которого вычисляли коэффициент интеллекта (по формуле Штерна В.).
В В. ш. и в большинстве современных тестов используется показатель IQ, который выражает
положение испытуемого в ряду нормативной группы населения того же самого возраста.
Этой цели
служит стандартный показатель (для конкретного обследуемого он вычисляется вычитанием из
сырого показателя среднего для нормативной группы и делением полученной разности на стандартное
отклонение). (Б. М.)
ВЕКТОРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. Топологическая и векторная психология.
ВЕРБАЛЬНАЯ ПАРАФАЗИЯ (англ. verbal paraphasia) замена нужного слова др., близким к
нему по смыслу. Встречается чаще всего при акустико-мнестической афазии.
Больной, напр., вместо
слова стол произносит слово стул или диван. (Т. В. Ахутина.)
ВЕРГЕНТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (от лат. vergo склоняюсь) один из 2 типов макродвижений
глаз.
В. д. в отличие от версионных движений приводят к изменению угла между зрительными осями
левого и правого глаз. Наиболее известные виды В. д.: конвергенция и дивергенция;
однако В. д.
могут осуществляться не только в горизонтальном, но и в вертикальном направлении. К их числу также
относят циклофузионные движения, представляющие собой торсионные движения,
меняющие
относительную ориентацию сетчаток левого и правого глаз.
В. д., связанные с бинокулярным зрением,
являются более поздним филогенетическим
приобретением, чем версионные движения, и имеют свою собственную систему регуляции. Среди
стимулов, вызывающих В. д., следует выделить величину и знак эгоцентрической диспаратности, а
также степень «размытости» проекции подлежащего фиксации объекта, если он не находится в
аккомодационном фокусе одного из глаз.
ВЕРНИКЕ ЦЕНТР (англ. Wernicke's area)
участок коры головного мозга,
расположенный в
заднем отделе верхней височной извилины доминантного (преимущественно левого) полушария,
обеспечивающий звуковой фонематический анализ устной речи.
При поражении В. ц. возникает т. н.
афазия Вернике, или сенсорная афазия, нарушение понимания устной речи из-за дефектов
фонематического (речевого) слуха.
Сенсорные функции речи помимо височной коры обеспечивают и
Hosted by uCoz