Navigation bar
  Print document Start Previous page
 71 of 640 
Next page End  

стресса,
дефицита времени, недостатка компетентности, группового давления (см. Конформность)
и
пр. Повышенная В. имеет место у детей (особенно дошкольного возраста) и у взрослых при утомлении,
разнообразных заболеваниях, в условиях неопределенности и в некоторых др. социально-
психологических ситуациях, а также под влиянием гипноза.
Существование В. должно учитываться в качестве возможного источника артефактов при
любом психологическом исследовании и воздействии (см. Плацебо эффект, Внушение).
См. также
Истерия.
ВНУШЕНИЕ (англ. suggestion)
— вид целенаправленного коммуникативного влияния на
поведение и сознание человека (или группы людей), в результате которого человек (группа людей)
вопреки имеющейся фактической информации (воспринимаемой, извлекаемой из памяти) признает
существование того, что в действительности не существует, либо что-то делает вопреки своим
намерениям или привычкам.
Иначе говоря, В. изменяет свойственные человеку способы анализа
информации и способы поведения. Эффект В. обусловлен снижением самоконтроля и самокритики в
отношении содержания В., что имеет место, напр., в состоянии гипноза (см. Возрастная регрессия).
Особо выделяют вербальное В. и мысленное В. (см. Парапсихология). См. также Плацебо. (Б. М.)
ВОЗРАСТ (англ. age)
объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и
символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе.
Абсолютный
(календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (гг.,
мес, дни и т. д.). В науке (психологии) используется условный В., определяемый методом периодизации
для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются: от зачатия до рождения
(пренатальный В.), младенческий В.
(от рождения до 1 г.), раннее детство, или ранний В.
(1-3 г.),
дошкольный В.
(3-6/7), младший школьный В.
(6/7-11/12), отрочество, или подростковый В.
(11/12-
15/17), юношеский В.
(15/17-19/21), молодость (19/21-25/30), зрелость (25/30-55/60), старость (55/60 и
выше). Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать
В. содержательное значение. Для каждого В. определяются нормативы развития (психофизического,
мыслительного, эмоционального, личностного и т. д.), «социальная ситуация развития» (Л. С.
Выготский), психологические новообразования и пр.
Стабильные (литические) В. чередуются с кризисами возрастного развития (см. Кризисы
возрастные),
переходными периодами от одного возрастного этапа к др. (чаще в детстве,
чем во
взрослости). Иногда специально выделяются биологический, социальный и психологический В.,
определяемые соотнесением определенной суммы биологических, социологических и психологических
параметров индивида с некоторым нормативным (среднестатистическим) симптомокомплексом. См.
также Периодизация психического развития, Пренатальное развитие, Новорожденность, Акме.
(А. В.
Толстых.)
Добавление: Прежде всего, можно и нужно разделить объективно-нормативный (или научно-
нормативный) подход к определению В. и субъективно-нормативный.
Последний включает в себя
стихию и многообразие человеческих установок (в т. ч. стереотипов и предрассудков), действующих
при качественной и количественной оценке собственного и чужого В., в процессе применения тех или
иных возрастных категорий. Такое понятие, как эйджизм,
репрезентирует как раз один из итогов
научного изучения субъективных возрастных норм. Термином «эйджизм» обозначаются весьма
распространенные в современном обществе негативные и позитивные стереотипы в отношении разных
возрастных категорий людей (особенно пожилого В.). Изучение субъективных «норм» (т. н. обыденного
сознания) необходимо для понимания и предсказания поведения людей.
Объективно-нормативный подход к определению В. основан на исследовании текущего
состояния (определяемого по референтным показателям) в биологическом, психологическом или
социальном развитии человека и сравнении данного состояния с нормативными характеристиками,
установленными для разных хронологических возрастных категорий в массовых обследованиях с
использованием научных методов и статистических показателей.
Наконец, существует особый пласт возрастных норм (назовем их «формальными»), которые
являются достоянием традиционной культуры, законодательства, административного аппарата. Их
изучают этнографы, историки, правоведы, культурологи, педагоги, отчасти социологи, социолингвисты
и т. д. К сожалению, нередко именно разнообразие формальных норм служит единственным
основанием для суждений психологов об историчности и культурной относительности тех или иных
возрастных периодов в психическом развитии. Формальные нормы являются важным фактором,
сложным и неоднозначным образом влияющим на жизнь и развитие людей, но особенно они
эффективны в понимании поведения людей, которые в силу своего социального положения должны
Hosted by uCoz