Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 640 
Next page End  

поступка, а в тех случаях, когда человек намечает и способы достижения поставленной цели, — и
создание намерения.
Л. С. Выготский и А. Р. Лурия рассматривали В. как овладение собственным поведением,
которое становится возможным благодаря изобретению и употреблению знаков — искусственных
«средств поведения». Развитие В. у ребенка начинается с приобретения способности управлять своими
движениями, что совершается в окружении взрослых и под их руководством (С. Л. Рубинштейн).
Развитие В. начинается в раннем детстве и проходит длинный путь (возникновение действий,
направленных на осуществление желания; избирательных действий; готовность поступить вопреки
непосредственному эмоциональному побуждению; понимание «правил» поведения и т. д.). К концу
дошкольного — началу школьного возраста ребенок уже сознательно пытается ставить перед собой
задачу и целенаправленно ее выполнять. Постепенно в результате обучения и воспитания на основе
непроизвольных внимания, памяти, импульсивных действий и т. п. формируются высшие психические
функции произвольное внимание, память, целенаправленное мышление, произвольные действия. См.
также Стремление.
ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) (англ. imagination) универсальная человеческая способность к
построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося
практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. — это способ
овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и
проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической
основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в
онтогенезе.
В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического
процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее
распространение получает понимание В. как всеобщего свойства сознания (идущее от И. Канта). При
этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В.
детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя
их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане),
предвосхищением результатов соответствующих действий (см. Антиципация) и построением общих
схем последних. Это находит свое проявление в феноменах «эмоционального предвосхищения» (А. В.
Запорожец),
«продуктивного восприятия» (В. П. Зинченко), в генезе некоторых форм двигательной
активности (Н. А. Бернштейн) и т. д.
В. — это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование
схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое,
верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Содержание будущей мысли
(способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой
существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как
генетическую закономерность человек может только посредством мышления.
Для В. характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как
своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря
этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе,
обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане В.
целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов
созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой
связи по существу, а не формально (такой способ их соединения присущ уже мифам и сказкам; в
онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста). В итоге эти компоненты приобретают в
сознании новую качественную определенность. Т. о., В. не является ни произвольным наделением
объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из
парадоксов В. состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно,
фактически безошибочно. В истории философии и психологии это неоднократно давало повод для его
мистификации.
Ведущим механизмом В. служит перенос к.-л. свойства объекта. Эвристичность переноса
измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы др. объекта
в процессе его познания или создания человеком. Операционно-технической основой подобного
переноса выступает символическая функция.
В психологии различают произвольное и непроизвольное В. 1-е проявляется, напр., в ходе
целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии
Hosted by uCoz