Navigation bar
  Print document Start Previous page
 76 of 640 
Next page End  

принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия,
имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе
в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации.
У человека, владеющего речью,
последняя опосредствует В., обеспечивая его осмысленность,
осознанность, преднамеренность (произвольность). Участие речи в В. создает возможность
абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния)
(см. Лингвистической относительности гипотеза).
Основными свойствами В. являются предметность, целостность, константность,
категориальность, избирательность.
В. зависит от прошлого опыта, знаний,
содержания и задач выполняемой деятельности,
индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов,
эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого
человека апперцепция,
обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же
предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.
Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз
(переходов): от нерасчленного В. («что-то мелькнуло», «что-то коснулось кожной поверхности»,
«появился какой-то звук», «чем-то пахнет» и т. д.) к формированию дифференцированного целостного
образа предмета (или явления), адекватного оригиналу (см. Микрогенез восприятия).
Динамика
формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса
В. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов на анализатор, их
дистанции и положения в сенсорном поле.
В.
м. б. преднамеренным и непреднамеренным.
1-е в отличие от 2-го связано с постановкой
определенной перцептивной задачи;
оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и
систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность
(наблюдение).
Непреднамеренное В. выступает как компонент к.-л. др. деятельности, либо является
неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания
(ср. «пустой взор»). Преднамеренное В. более эффективно, чем непреднамеренное.
В поведении и деятельности человека В. — необходимое условие ориентировки в окружающей
среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность —
основное условие развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В
практической деятельности В. становится активным, целенаправленным процессом познания
действительности. См. Орган чувств, Отражение чувственное, Сенсорная система. (В. П. Зинченко.)
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ (англ.
time
perception)
— отражение объективной длительности,
скорости и последовательности явлений действительности. В основе В. в. лежит ритмическая смена
возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. В В. в. участвуют различные
анализаторы,
наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и
слуховые ощущения. И. М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память — памятью
времени (см. Память слуховая).
Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в
значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и
эмоциональным состоянием субъекта. Время, заполненное интересной, глубоко мотивированной
деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако в ретроспективном
отчете (см. Ретроспекция) соотношение м. б. обратным: время, проведенное в безделье и скуке, кажется
короче, когда о нем вспоминают спустя некоторое время. Положительные эмоции дают иллюзию
быстрого течения времени, отрицат. — субъективно несколько растягивают временные интервалы. (Т.
П. Зинченко.)
Добавление ред.: Человек переживает и осознает время в значительной степени с помощью
культурно-исторических средств его измерения и отражения (разнообразных часовых механизмов,
календарей, учебников истории, внутренних сенсорных эталонов временных промежутков т. д.). На
культуральном уровне Л. Н. Гумилев (1979) выделил 7 типов отсчета времени и отношения к нему:
атемпоральность, фенологический и циклический календари, живая хронология и линейный счет,
квантование и релятивизация времени. Важную роль в В. в. у древних людей и в традиционных
культурах играли производственные процессы, согласованные с природными циклами, что находило
прямое отражение в названиях «месяцев» народных календарей (напр., в нанайском календаре есть
«месяц горбуши», «месяц летней кеты», «месяц осенней кеты», «месяц петель на соболя» и т. п.).
В своих долголетних исследованиях сов. психолог Д. Г. Элькин показал, что у человека на
протяжении его культурного развития происходит постепенное усвоение социальных эталонов
Hosted by uCoz