Navigation bar
  Print document Start Previous page
 90 of 640 
Next page End  

задача и не удалась Г., предложенная им на основе учета количественных характеристик представлений
(их силы, или ясности) модель сознания (идеи которой можно найти еще в работах Г. В. Лейбница)
сохранилась в последующих учениях эмпирической психологии (В. Вундт и др.). По Г., сознание имеет
3 зоны: ясного сознания, «просто» сознания и бессознательного,
между которыми существуют
нежесткие границы, названные Г. порогами (данное понятие затем использовал Г. Т. Фехнер). Понятие
«вытеснение», примененное Г. для обозначения перехода представления в область бессознательного,
широко использовалось затем в психоанализе.
Г. выделил также условия перехода представлений из
бессознательного в сознание: сила самого представления и количество связей данного представления с
прошлым опытом (процесс «поддержки» представления со стороны прошлого опыта Г. называл
апперцепцией).
Г. оказал значительное влияние и на педагогику, критикуя теории врожденных
способностей и подчеркивая значение опыта и ассоциаций
в процессе обучения и воспитания. (Е. Е.
Соколова.)
ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutike
истолковательное искусство; по имени бога
Гермеса, выполнявшего, согласно древнегреч. мифологии, роль вестника и толкователя посланий богов
людям) — (первоначально) учение об истолковании текстов, преимущественно древних (в первую
очередь библейских), понимание смысла которых затруднено вследствие недостаточной сохранности
источников и дополняющих их сведений. Понимание достигалось последовательным вскрытием всех
сопровождающих текст аспектов (от изучения языка и вскрытия намеков до анализа исторического
контекста и психологических особенностей личности автора). Формально Г. можно рассматривать по
аналогии с известной в математике идеологией решения «обратных задач» (таких, напр., как
восстановление изображений по зашумленным измерениям). Особенностью герменевтической
процедуры является итерационный подход, при котором анализ каждой из частей текста производится в
соответствии и с учетом особенностей, обнаруженных на предыдущих этапах.
Г. широко применяется в гуманитарных исследованиях для решения разных задач:
восстанавливается мысль автора, реконструируется событие, описанное автором, и смысл проблемы,
поставленной им, и т. д. Эта проблематика интенсивно исследовалась в философии с середины XIX в.
(Ф. Шлейермахер, Г. Г. Шпет,
Х.-Г. Гадамер). Если традиционная (филологическая) Г. прежде всего
была «искусством понимания», ориентированным на интерпретацию текстов, то Шлейермахер поставил
общий вопрос о принципиальных условиях возможности понимания. Для Гадамера Г. уже имеет дело с
общей проблемой универсальности понимания и интерпретации. Основной вопрос философской Г., по
Гадамеру, состоит в том, что понимание есть «род круга» — повторяющаяся структура, где всякая
новая интерпретация ссылается на предпонимания (определяющаяся традицией предпосылка
понимания) и возвращается к ним. В такой интерпретации понимание является открытым
эволюционным процессом, в котором любой потенциальный интерпретирующий и любое
потенциальное интерпретируемое м. б. включены в общую традицию понимания. Т. о., вопросы
типологии предпонимания (в статистической интерпретации обратных задач речь шла бы о способах
задания априорной вероятности) приобретают особо важную роль. В. Дильтей выделяет 3 основных
типа предпонимания (фиксируемых в культурных установках): натурализм (ориентированный на
когнитивный поиск максимально объективных законов), идеализм свободы (ориентированный на
максимальное волевое раскрытие приоритета субъективной свободы интерпретации личности) и
пантеизм (ориентация на гармонию личности и мира). В дискуссии с Ж. Деррида о сравнении Г. и
деконструкции Гадамер выходит на проблематику границы герменевтических процедур (фактически
ограничивая их самостоятельными корпусами текстов, наличием традиции и возможностью и
ценностью герменевтического диалога). В этом проявляется одно из важнейших положений самого
Гадамера, рассматривающего вслед за М. Хайдеггером трактовку феномена понимания не как
инструментально-логического акта, а как способа человеческого бытия. (Б. Н. Еникеев.)
ГЕРОНТОФИЛИЯ см. Половые извращения.
ГЕТЕРОГЕННОСТЬ ЖИВОГО ДВИЖЕНИЯ (англ. heterogeneity of living movement)
функциональная, структурная и морфологическая неоднородность развитого двигательного акта.
Последний содержит когнитивные, программные, оценочные, аффективные и эффекторные
компоненты. Их системная организация складывается в конкретных условиях двигательного поведения
субъекта и реагирует на изменение каждой из его детерминант —
двигательной задачи,
окружающей
ситуации, внутренних ресурсов моторики и функциональных состояний индивида. Это позволяет
рассматривать живое движение как функциональный орган психики. (А. И. Назаров.)
ГЕТЕРОХРОМОФИЛИЯ — см. Фетишизм.
ГЕШТАЛЬТ (от нем. Gestalt
форма, структура) — основное понятие гештальт-психологии,
Hosted by uCoz