Navigation bar
  Print document Start Previous page
 103 of 302 
Next page End  

Рис. 46
строить мост. В других случаях я клал на стол только три кубика. Bсe дети
действовали с ними вполне осмысленно. Ни один ребенок, строя мост из
кубиков группы с, не использовал в качестве опоры кубик, который был
опорой в исходном наборе. Ясно было, что их поведение направлялось не
первоначальным стимулом, а отношениями. Два равных и маленьких кубика
выбирались в качестве опор и помещались на расстоянии, которое допускало
использование третьего кубика как перекладины.
3. В других экспериментах (с детьми, которых врачи считали самыми
тупыми) я создавал критическую ситуацию. В наборе из трех кубиков, с
помощью которых они должны были строить мост, был один кубик такой же
величины, как исходные опоры, и два кубика, равных по величине с исходной
перекладиной. Будут ли в этом слу-
113
чае дети  придерживаться усвоенной простой суммы стимулов и их связей и
расставлять кубики, как прежде?
Рис. 47
Некоторые дети именно так и поступали. Они ставили короткий кубик
вертикально, длинный — горизонтально, удерживая его в таком положении и
явно стараясь найти другой короткий кубик. Я ничего не предпринимал. Тогда
они пытались поставить третий кубик вертикально; он падал. (Некоторые дети
Hosted by uCoz