Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 302 
Next page End  

ступеньках лестницы. Дети строили его, как показано на рис. 51, то есть
выбирали один из равных кубиков для опоры, а другой — для перекладины.
Это свидетельствует о том, что решающим является не одинаковая величина
кубиков сама по себе, а скорее внутренняя связь между горизонтальностью и
устойчивостью, и уже исходя из этого определяется то, какую роль будет
выполнять та или иная часть.
115
У неспециалиста может возникнуть вопрос, почему я считаю необходимым
предлагать такие проверочные испытания (как в пунктах 2, 3, 4, 5). «Разве
результат не очевиден?» — может спросить он. Нет, не очевиден. Во-первых,
встречаются — хотя и редко — дети, которые привыкли действовать подобно
маленьким рабам, точно следуя тому, чему их научили, строго придерживаясь
с трудом усвоенной суммы отдельных действий и их связей, к которые терпят
неудачу при всяком изменении ситуации. Встречаются также — хотя опять-
таки редко, в этой труппе я не обнаружил ни одного такого ребенка — дети,
которые снова и снова повторяют безуспешные попытки, так и не осознав
необходимости осмысленного изменения
Рис. 51
Во-вторых, положение дел в нашей психологической науке таково, что она
очень нуждается в таких критических экспериментах. Чтобы по-настоящему
разобраться в существе дела, наука нуждается в таких критических вопросах.
(Вопреки представлениям здравого смысла. Иногда именно в очевидном таятся
фундаментальные, волную-
1
В тех немногих случаях такого рода, которые я наблюдал, быстро помогало изменение
обстановки, которое давало ребенку большую свободу, а также атмосфера доброжелательства
(см. гл. 7).
Hosted by uCoz