Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 302 
Next page End  

последовательно строил конструкцию, показанную на рис. 54, помещая для
равновесия на краях дополнительные маленькие кубики.
Рис. 54
Некоторые дети делали это без большого количества проб, и их поведение в
ходе проб непосредственно перед получением решения явно свидетельствовало
о том, что ребенок начинал интересоваться тем, в какую сторону упадут
кубики ¹.
Эти действия могут служить примером пусть скромного, но вполне
реального открытия или изобретения. Ясно, что в этом случае действия
ребенка являются для
1
Понять, в каком направлении упадут кубики — это не значит просто обратить внимание
на отдельный стимул. В действительности дети выясняют, где находится слабое место
структуры. Сравни эксперименты с детьми и взрослыми, когда они стараются воспроизвести
какой-нибудь фокус: как трудно им бывает в некоторых случаях понять, в чем же в сущности
дело! Не поняв этого, они в таких случаях стараются так точно и по-рабски воспроизвести
последовательность действий, что упускают самое важное.
119
него открытием чего-то нового ¹. Ребенок сам был удивлен. Другие дети не
могли этого сделать. Не могли решить задачу и многие взрослые, с которыми я
повторял этот эксперимент, и среди них очень умные, образованные, ис-
кушенные люди. Некоторые из них рассказывали мне позднее, что провели
бессонную ночь, так и не найдя решения.
Иногда встречались другие изобретения, например дублирование
вертикальных опор, введение третьей вертикальной опоры посередине и т. д.
Так, один ребенок, после того как рухнула первая конструкция, лукаво
улыбаясь, взял одну опору, попытался уравновесить перекладину, попробовал
поставить на перекладину два кубика и с напряженным интересом следил за
тем, что произойдет. Убедившись, что эта конструкция устойчива, он
возвратился к длинному мосту и решил задачу.
Hosted by uCoz