Navigation bar
  Print document Start Previous page
 109 of 302 
Next page End  

Рис. 55
Следует отметить, что сооружение такой структуры само по себе отнюдь не
простое дело. Нужно приложить большие усилия, чтобы она не рухнула
прежде, чем будет завершена. Такая конструкция оказывается весьма неус-
тойчивой, поскольку, имея только две руки, нельзя одновременно поставить
перекладину и два кубика на ее края. Но, несмотря на эти затруднения, часто
дети осуществляли такое построение с пониманием сути дела. Когда же у детей
или взрослых наблюдались действия, приводящие к отрицательному
результату, это не обязательно свидетельствовало о низком интеллектуальном
уровне.
1
Задавая учителю вопросы до начала эксперимента, я всячески старался убедиться в том,
что дети ранее не сталкивались с подобными задачами.
120
Могли играть роль совершенно иные факторы: трудности в обращении с
кубиками, неловкость, неуклюжесть. У некоторых взрослых испытуемых
такими факторами могут быть также нежелание подвергаться тестам,
выступать в роли испытуемых, находиться перед публикой, прене-
брежительное отношение к подобным задачам и т. д.
Многие психологи, услышав об этих экспериментах, говорили: «Это мог бы
быть отличный тест на умственное развитие; нельзя ли его
стандартизировать?» (Против этого нечего возразить, при условии, конечно,
что мы не откажемся от дальнейших попыток выяснить, что же здесь все-таки
происходит, каковы реально действующие факторы и реальный
психологический смысл таких действий.) Очень часто, прибегая к тестам
интеллекта, психолог не знает, что он, в сущности, измеряет. Поэтому ответ на
тот или иной вопрос теста еще мало что говорит, если остается неясным, с
помощью каких действий он выполнен, были ли они слепым повторением
заученной суммы действий (выбор данного кубика и установка его в данное
место) или определялись скорее действительным пониманием того, что
следовало сделать.
Если теперь читатель спросит: «Раньше вы говорили, что одни дети решили
Hosted by uCoz