Navigation bar
  Print document Start Previous page
 110 of 302 
Next page End  

задачу, а другие — нет. Сколько же человек решило задачу? Скольким это не
удалось? Каков их возраст?» — то, значит, он упустил главное. Мы стремились
выяснить, как дети приходят к решению, какие факторы связаны с этими
продуктивными действиями. Не удовлетворяясь общими ответами, вроде
ссылок на прошлый опыт, усвоенные связи, стремление достичь дели и т. д.,
мы вынуждены были использовать указанные вариации. Теперь мы
постараемся описать, как выглядели эти действия.
9. В ходе решения последней задачи (которое у многих детей
сопровождалось чувством радости от приобретения нового опыта, новых
достижений) решающей фазой была установка дополнительных блоков на
левом и правом краях горизонтального кубика. Каким образом возникает эта
операция? Как дети приходят к этому?
В результате слепых проб и ошибок? Конечно, нет, потому что, прежде чем
прийти к решению, они не совершают бессмысленных проб. И конечно, они
приходят к решению не с помощью ряда произвольных операций.
Случайным образом? Маловероятно.
В результате использования прошлого опыта, припо-
121
минания успешных сходных операций? Весьма вероятно, что какой-то
прошлый опыт сыграл свою роль, но разве такая общая ссылка на прошлый
опыт достаточна? Давайте сразу же введем то, что необходимо. Я показывал
детям конструкцию, представленную на рис. 55, не только в законченном виде,
но и в процессе ее сооружения; я также давал ребенку возможность
самостоятельно построить и уравновесить ее. Это не помогало при решении
задачи с длинным мостом, даже если я еще добавлял: «Теперь ты, конечно,
сможешь построить длинный мост». Вполне возможно, что некоторым детям
такая процедура могла бы помочь; однако в данном случае этого не произошло.
Какие же условия необходимы для того, чтобы эта процедура оказала помощь?
Почему она не помогала в данных случаях? (Как я уже упоминал, некоторые
дети спонтанно прерывали сооружение длинного моста, пытались построить
именно эту структуру и, когда добивались успеха, возвращались к исходной
задаче и решали ее ¹.)
Что же здесь является действительно решающим? Как это можно
установить?
Когда наблюдаешь за поведением детей — за тем, что они делают, куда
смотрят, что им кажется интересным, как они добиваются реальных успехов,
Hosted by uCoz