Navigation bar
  Print document Start Previous page
 114 of 302 
Next page End  

поэтому обсуждаемый вопрос психологически не так сложен, как с логической
точки зрения ¹. Если бы восприятие было по своей сути отражением простой
суммы стимулов (возможно, с помощью каких-то дополнительных
механизмов), то оно и в самом деле было бы очень сложным.
10. Попробуем раскрыть логическую структуру дейст-
1
См.: Wertheimer  M. Untersuchungen zur Lehre von de» Gestalt.- "Psychologische Forschung",
1923, Vol. IV, S. 301-350. См. также: E l l i s  W. D. Op. cit., section 5; Beardslee  D. C.,
Wertheimer M. Op. cit., p. 115—135.
125
вий, их структурные особенности, которые, должны учитываться и в
психологическом описании ¹.
Две вертикали V1
и V2
являются гомологичными — они занимают
одинаковое место и выполняют одинаковую роль и функцию в целой
структуре. Между ними существуют отношения равенства размеров (s), с
одной стороны, и расстояния по горизонтали (d)
— с другой. Третий кубик,
перекладина (H), находится в гомологических логических отношениях с V1
и
V2: левый конец H совпадает с верхним концом V1, а правый конец с
верхним концом V2. Но H, кроме того, связана с отношением d (длина H
больше d) и с s: отношение равенства длин V1
и V2
делает возможным
горизонтальное расположение H. И именно эти два последних отношения
второго ранга, при условии, что этот термин допустим, тесно связаны с
целостными свойствами конструкции — с ее устойчивостью, с тем фактом, что
замыкание конструкции приводит к ее устойчивости ².
11. Процесс построения моста включает и ряд других операций: выбор
кубиков, соответствующее их размещение. В целях экспериментальной
проверки различных теоретических подходов с помощью вариаций использо-
вался также следующий метод: предполагалось как можно более объективное и
исчерпывающее описание операций, которое формулировалось в терминах
определенной теории. Например, какая структура будет «эквивалентна»
обсуждавшейся, если мы допустим, что все, что происходит с ребенком в
ситуации с мостом, является лишь случайной цепью ассоциаций, не имеющей
внутренней ?-связи с общей структурой.
Построение моста включает следующие операции:
1
Я надеюсь, что читателя не смутит нарисованная здесь сложная логическая картина.
Поведение и реакции детей и взрослых, конечно, не основываются на таких абстрактных
логических понятиях. Последние являются лишь логическими средствами, которыми мы
пользуемся для описания логической структуры действий. Их достоинство заключается в том,
что они позволяют выразить в модели те структурные особенности, которые, видимо,
характеризуют психологическую картину, весьма отличную от логической абстракции.
Hosted by uCoz