Navigation bar
  Print document Start Previous page
 122 of 302 
Next page End  

Рис. 63
в сказал: «Я вижу, что а выступает как часть для своего угла в 180°, b как
часть для своего угла в 180°! Остатком в обоих случаях является верхний угол,
один и тот же в обоих случаях!» Он обозначил его буквой с и написал два
равенства:
а+с= 180° 
b+с= 180°
Рис. 64
134
Затем он продолжал: «Очевидно, что а в а + с является тем, чем b — в b»,
и написал:
a
= 180°—с
b = 180°с
«Следовательно, — заключил он, — а = b».
3. Другая последовательность действий, первые шаги которой были весьма
похожими, завершалась иначе. Испытуемый понял, что следует рассматривать
а и b как части 180°. Но поначалу он не понимал, что нужно рассматривать эти
условия в связи с остатком. Он рассуждал следующим образом: «Я должен
использовать а как часть 180°; я должен использовать b
как часть 180°». Он
нарисовал:
Рис. 65А
Затем он начал колебаться, говоря: «Существует еще одна возможность
образования пар». Просияв, он изменил рисунок на:
Рис. 65Б
III
Осмысленный процесс типа описанного нами в двух последних примерах
включает операции группировки, осознания структуры, равенства, симметрии,
«совпадения ролей», функций в группе, осознания отношений, а именно ?-
отношений, в которых реализуются внутренние связи искомой группировки с
Hosted by uCoz