Navigation bar
  Print document Start Previous page
 135 of 302 
Next page End  

метричной компенсации часто является существенной частью этого процесса.
На этом этапе испытуемые, часто не колеблясь, отвергают предлагаемые
формулы, которые не согласуются с найденными структурными свойствами,
отвергают задолго до того, как могут написать правильную формулу. Так,
композитор, представляя себе мелодию в целом, пытается конкретизировать ее
на фортепиано, придумывает что-то и решительно отвергает как неподходящее
и т. д., пока наконец не находит именно то, что воплощает его замысел.
II
Я приведу несколько примеров задач, которые использовал в
экспериментальном исследовании задачи Гаусса. Как и в случае задачи на
определение площади параллелограмма, моими испытуемыми были люди
разного возраста, главным образом дети. На примере 1+2+3+4+ + 5 + 6 им был
показан метод Гаусса, обычно — без формулы, а иногда — с формулой. Затем,
для того, чтобы увидеть, каковы будут спонтанные действия испытуемых,
какая им потребуется помощь, какая помощь действительно окажется
эффективной и т. д., им предъявлялись задания типа описанных ниже.
Читатель может попытаться угадать, какова была природа реакций в этих
случаях: иногда встречались прекрасные продуктивные процессы (A-реакции,
особенно в случае задач d и е), иногда испытуемые обобщали формулу, иногда
встречались бессмысленные B-реакции.
Предоставим читателю возможность попробовать самому: пусть он увидит,
что с ним произойдет в процессе решения этих задач — так или иначе, все они
являются A-задачами.
Чему равна сумма:
a.
1 + 2+3 + 4
...........+58 + 59
b.
17 + 18 + 19 + 20+21 + 22 + 23
c.
1+2+3+4         +16 + 17 + 18 + 19
bc. 96 + 97 + 98         +102 + 103 + 104
d.
1+5+9+13+17+21
bd. 9 + 11 + 13 + 15 + 17 + 19 + 21
Чему равно произведение:
e. 1?2?4?8?16?32
be. 5?10?20?40?80?160
f. ??¹/
4
?¹/2?1?2?4?8
150
Hosted by uCoz