Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 302 
Next page End  

пользуемой им терминологии и готовность обсуждать другую терминологию.
Его поиски имели не только академический характер. Он преследовал цель
усовершенствования, можно даже сказать, реформирования, школьного
образования. Образование должно быть подлинно развивающим, а не
отупляющим, оно должно ориентироваться на сильные, а не слабые стороны
учащихся. Распространенные в школьной практике установки на механические
упражнения, на заучивание, на формирование привычек действовать вслепую,
оперировать элементами и частями, не видя целого, и связанные со всем этим
требования давать немедленные ответы он считал следствием того, что в
основе педагогики, методик обучения и дидактики лежит ассоциативная
психология и формальная логика, Вертгеймер видел в психологических
исследованиях мыш-
16
ления будущие новые научные   основания   перестройки школьного обучения.
На протяжении всей книги Вертгеймер скрупулезно отмечает, а порой
восхищается подлинно творческими решениями, которые ему удавалось
наблюдать у дошкольников, школьников и взрослых (например, какое чудо
этот переход от слепоты к прозрению, к пониманию сути дела!). Он не устает
возмущаться и протестовать против натаскивания учащихся, против
задалбливания у них слепых, механических и бессмысленных приемов и
навыков решения. Производит большое впечатление его нежелание верить в
умственную неполноценность кого бы т» ни было, будь то примитивные
народы, глухие дети или дети, которых педагоги уже отнесли к умственно
отсталым. Выражаясь современным языком, он тщательно ищет пути их
реабилитации и анализирует причины подобных оценок. Такие причины он
находит в социальных стереотипах, стандартах предметной деятельности и в
самом школьном образовании, его критериях оценки учащихся.
Исследования Вертгеймера полны педагогического оптимизма, смешанного
с горечью и язвительностью, вызванными современной ему педагогической
психологией в дидактикой ассоцианистского и бихевиористского типа. Он не
только превосходный экспериментатор-исследователь, но и замечательный
педагог-новатор, постоянно ищущий новые пути развития творческого
мышления и творческого понимания школьников. В этом ему помогала не
только широкая образованность и высокая культура (помимо
психологического, он имел математическое и музыкальное образование), но и
собственный опыт решения творческих задач в геометрии, который частично
Hosted by uCoz