Navigation bar
  Print document Start Previous page
 141 of 302 
Next page End  

                      5
Но давайте действовать радикально. Будем использовать задания, в которых
компенсирующиеся разности не маскируются структурой. Решение становится
естественным, если, например, спросить, какова сумма — 3—2—1 + 1 + + 2 + 3
1
.
Конечно, некоторые в этом случае будут действовать заученным образом,
слепо, постепенно. Но большинство испытуемых, рассматривая ряд целостно,
смеются или удивляются столь внушительно выглядящей, но тривиальной
задаче. Это происходит практически со всеми испытуемыми. В таких случаях
иногда получаешь ответ, даже не задавая вопроса, не спрашивая, какова сумма.
Если ряд длинный, решение часто достигается не в результате формирования
отдельных пар, а в результате осознания структуры целого, элементы которого
образуют прогрессию. Если добавляется член, который явно не вписывается в
ряд, как, например, в
9-5-4-3-2-1+1+2+3+4+5 или  в
-5-4-3-2-1 + 1 + 9 + 2 + 3 + 4 + 5,
то он часто выделяется, сам себя изолирует.
Наш случай приближается к заданиям типа т+аа пли m+аа+bb+сс.
Операция 1 требует прибавления а к т, операция 2 — вычитания а, но
операция 2 внутренне связана с операцией 1, являясь ее противоположностью.
Операция 2 появляется в этом контексте в ответ на требование уничтожить
результат операции 1, н наоборот. В этом заключается их структурное
значение. Обе операции рассматриваются и функционируют не как простая
сумма двух операций, а в их внутренней связи, которая делает ненужной,
совершенно бессмысленной каждую из них в отдельности.
1
См. также пример f на с. 150. Решит ли читатель его быстрее, чем задачи е, bе или даже с
и bd ?.
156
Осознание этой связи, отказ производить действия, которые компенсируют
друг друга, связаны с естественным, осмысленным пониманием. Образованный
психолог может даже вспомнить в этой связи о закономерностях поведения
крыс. По-видимому, очень трудно, а часто просто невозможно научить крыс
двигаться по лабиринту так, чтобы они проходили один и тот же путь в
противоположных направлениях (см. рис. 81).
Hosted by uCoz