Navigation bar
  Print document Start Previous page
 152 of 302 
Next page End  

упора на формирование бессмысленных ассоциаций и заучивание, что ослаб-
ляет установку на соображение. «О нет, — возразил он, — вовсе нет. Если вы
задаете такие «гештальтвопросы», то отрицательный результат совсем не
кажется удивительным, детей не учат решению таких задач. В школе их учат
арифметике. Если вы будете учить их на таких гештальтзадачах, они научатся
их решать. Дело только в том, чему вы их учите».
Эти замечания содержат четкую формулировку теоретической проблемы.
Этот психолог сам является тонким
См.: М a i е г N. R. F. Op. cit.
2
Luchins A. Mechanization in problem solving: the effect of Einstellung.—"Psychological
Monographs". 1942. Vol. 54, N 6,
3
A s с h S. E. Some effects of speed on the development of a mechanical attitude in problem
solving. (Доклад, прочитанный в 1940 г. на заседании Восточной психологической ассоциации.)
4
О последствиях обучения, игнорирующего структурные закономерности, см. гл. 1, 2; ср.
также результаты д-ра Катоны в "Organizing
and
memorizing". (См. также гл. 5 и Приложение
4.)
167
мыслителем. Его замечания станут понятными, если учесть, что для него, как и
для многих других, мышление 1еоретически есть не что иное, как
функционирование механических ассоциативных связей, привычек, приобре-
тенных в результате повторения. Чем же еще может быть мышление?!
Математик, которому я рассказал об этих экспериментах, заметил: «Вы
ошибаетесь. Неважно, найдете ли вы такой короткий способ решения; метод
точного вычисления является правильным, общим методом. Вы можете
пользоваться кратчайшим путем только в исключительных случаях».
Это важный вопрос. Отвечая ему, я сначала ссылался на некоторые вещи, о
которых говорил в предыдущих главах. Затем я спросил, считает ли он
открытие Гаусса также просто экономной процедурой, не имеющей особого
значения. И наконец, я сказал: «Я, напротив, считаю метод Гаусса не просто
конкретным приемом короткого способа решения. Речь идет об основной
установке в отношении к задаче, к способам решения. Для многих школьников
деление действительно означает технику, приобретаемую тренировкой, как,
например, в случае
„8 делим на три, получаем 2; сносим 2; 21, деленное
на 3, равно 7; 6, деленное на 3, равно 2... 272". Вот что такое для них деление.
Но хотя механический навык обладает практической ценностью, особенно в
смысле освобождения ума для более важных задач, возникающих в проб-
лемных ситуациях, он не должен отуплять человека. Следует различать случаи,
когда техника деления рассматривается и применяется просто как техника, и
случаи, когда человек не понимает, что суть деления заключается в
Hosted by uCoz