Navigation bar
  Print document Start Previous page
 158 of 302 
Next page End  

1+2+3+4+5+6+7+8
непосредственно, или особенно в виде схемы, никто не станет считать его
отклонением от более сложной структуры, в которой 5 предстает как
нарушение. Хотя, конечно, с математической точки зрения один закон как за-
кон ничем не отличается от другого ¹.
То же справедливо для синусоиды, или для точек, образующих синусоиду.
Гораздо раньше, чем мы устанавливаем или узнаем расстояния между
отдельными точками, гораздо раньше, чем мы находим «закон образования
класса», управляющий ими, мы замечаем — рассматривая целое —
регулярность кривой.
Рис. 100
Мы видим, что правильные части целого ритмически чередуются,
что b соответствует a;
Рис. 101
1
Конечно, решающую роль играют факты. Можно ошибиться, делая более простое
допущение о структуре. Решающими являются структурные особенности элементов ряда. (См.
с. 171, сноска 1.)
174
что с соответствует d
Рис. 102
Мы «схватываем» симметрию частей целого, только рассматривая их как
части. Самым важным психологически здесь являются выделяющиеся черты
целого ¹ и его частей. На фоне этих центральных черт становятся особенно
заметными отклонения, рассматриваемые именно как отклонения.
Многие скажут: «Очень хорошо, но это только нестрогая, глобальная,
психологическая точка зрения, которая несравнима с точной математической
формулировкой в терминах y = f(x) и т. д.» Это возражение неубедительно.
Является ли математический путь обязательно движением снизу вверх? От
Hosted by uCoz