Navigation bar
  Print document Start Previous page
 170 of 302 
Next page End  

неправильно», то как в этом случае обстоит дело с законом эффекта?
Понимают ли психологи, что закон эффекта не может быть объяснением
просто потому, что в действительности он неприменим? Успех может
способствовать достижению цели, но если ребенок не знает, достиг ли он
успеха, то о каком вообще законе эффекта может идти речь?
Но верно ли, что, как, по-видимому, считают Торндайк и другие психологи,
«достаточно одаренный ребенок» (с. 192), ищущий правильный способ
решения, будет делать это лишь «посредством оперирования связями», с
помощью навыков и ассоциаций? Вот отчет одного ребенка, который не
обладал выдающимися способностями: «Это, конечно, очень сложно. Сначала
я попробую решить менее сложную задачу. Можно? Например, 14X3. Если я
умножу 4 на 3, то это будет равно... это значит 4,4,4. На самом деле неважно,
беру ли я б, 16, 216 или какое-нибудь другое число... Если 3X4=12, то это
значит двенадцать (что справа представлено в ви-
де 10 + 2). Ответ верен, потому что общее число одно и то же, только оно иначе
представлено». (Получить «правильный ответ» — значит осознать ?-
требование, состоя-
189
щее в том, что сумма с одной стороны должна равняться сумме с другой
стороны.) «Итак, 14x3 означает то же, что 10X3 плюс 4X3, и теперь мне
остается только найти результат». Решив эту задачу, он с удовольствием пере-
шел к решению более сложной задачи и успешно справился с ней.
Я не стал бы непременно называть такого ребенка гением. Просто в своих
действиях он руководствовался не слепыми привычками или силой
ассоциаций, а осознанием необходимости «равенства», изменения отдельных
элементов без изменения их арифметической суммы.
К счастью, дети очень часто обнаруживают вполне естественную
тенденцию к осмысленному решению таких задач, стремление к
самостоятельному их решению, не прибегая к слепым пробам. (Конечно, в
некоторых школах эти прекрасные тенденции значительно ослабляются в
первые же годы обучения. Порой мне кажется, что дети, еще не поступившие в
школу, умнее тех, кто уже стал объектом механического обучения.)
Hosted by uCoz