Navigation bar
  Print document Start Previous page
 171 of 302 
Next page End  

И вообще я не встречал детей, которые делали бы такие бессмысленные
ошибки первого типа, описанные Торндайком, разве что в некоторых школах
вследствие слепых механических упражнений, усталости или небрежности. По-
видимому, существует два типа детей, которые вообще отказываются решать
такие задачи: одни из них считают, что не следует пытаться делать то, чему их
не учили, другие не могут решить задачу, несмотря на то что пытаются сделать
это, и в то же время решительно отказываются применять предложенные
нелепые способы решения. Вместе с тем я встречал детей, которые (отнюдь не
будучи гениальными) успешно решали эту задачу.
Впервые столкнувшись с задачами типа 24X3, один ребенок действовал
следующим образом: «Я не могу сделать это сразу; но ведь это 4 X 3 и 20 X 3».
И таким же образом он действовал, когда одним из сомножителей впервые
оказалось трехзначное число. Или в
190
более сложных задачах, например 27 X 34, ребенок будет иногда рассуждать
следующим образом:
20 X 30 + 20 X 4 7 X 30 + 7 X 4
Другое дело, если мы хотим, чтобы ребенок пользовался приемами
быстрого счета, и требуем: «Ты не должен решать задачу старым способом; ты
должен сразу записать результат» (скажем, 27 X 3). Дети часто отказываются
от этого, они не понимают, о чем идет речь. В таких случаях я спрашиваю у
них: «Ты мог бы это сделать так, чтобы записать только результат?» Тогда
некоторые дети понимают, что дело не в том, чтобы получить правильный
результат, а в том, что нужно придумать какие-то технические приемы,
гимнастику для ума. А это значит, что нужно найти такой способ решения,
который обладает целым рядом особенностей, таких, как разбиение на части,
одна из которых может быть записана, а другую надо держать некоторое время
в уме, другой способ группировки. Необходимо осознать, что некоторые-числа
можно записать, потому что в дальнейшем они не будут подвергаться
изменению, а другие записать нельзя, поскольку они еще могут измениться.
Конкретно это означает следующее: в задаче 24X3 я могу спокойно записать
2 из 12, которое получаю, умножая 3 на 4, но не могу записать 1 из 12, потому
что на нее может оказать влияние другая часть, результат умножения 20X3.
Таким образом, я должен держать ее в уме, прибавить к последнему числу и
записать только тогда, когда оно будет получено. Я не встречал ребенка, кото-
Hosted by uCoz