Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 302 
Next page End  

является сферой кристаллизации проблемы, подлежащей решению.
В. Работа над решением проблемы. Она в значительной степени протекает
неосознанно (решение может прийти ночью), хотя предварительная и весьма
напряженная, сознательная работа необходима. Эта предварительная работа
может рассматриваться как средство создания специальных средств (А. А.
Ухтомский назвал бы их функциональными органами) для решения проблем.
Примером мо-
20
жет служить тренировка в визуализации проблемной ситуации, превосходно
описанная Вертгеймером.
Г. Возникновение идеи решения (инсайт). Эта стадия хорошо описана не
только Вертгеймером, но и многими авторами до и после него. Однако природа
явления остается неясной.
Д. Исполнительская стадия, не требующая и особых пояснений.
Мы несколько стилизовали собственные описания Вертгеймера, которые
сам он называет сложными (читатель будет судить об этом сам), для того
чтобы легче было выделить основные особенности подхода автора к продук-
тивному мышлению и его исследовательской стратегии.
Вертгеймер был и, видимо, остается до сего времени непревзойденным
мастером анализа предметного и концептуального содержания проблемных
ситуаций. В нем удивительным образом сочетались педагог-предметник,
методист, ученый-геометр (или физик, когда речь идет об анализе творчества
Галилея и Эйнштейна) и психолог — исследователь мышления. Его успех в
изучении продуктивного мышления в значительной степени связан именно с
этим. К сожалению, до настоящего времени в этой области немало работ, в
которых тщательный анализ операционально-технической стороны
мыслительного процесса повисает в пустоте, поскольку он либо не связан с
предметным содержанием, либо само предметное содержание искусственно, то
есть беспредметно. Это же справедливо по отношению к психолого-
педагогическим исследованиям учебного процесса, ведущегося по явно слабым
учебникам. Поэтому, кстати, Вертгеймер скептически относился к
количественной обработке результатов собственных исследований.
Понимание, а особенно прозрение — это не статистический феномен.
Следовательно, «оптическое поле», то есть предметное содержание,
проблемную ситуацию в учебной деятельности необходимо организовать
должным образом.
Hosted by uCoz