Navigation bar
  Print document Start Previous page
 181 of 302 
Next page End  

столкнулись с серьезной проблемой, и рискуют высказать предложение о том,
что следует предпринять старшему мальчику.
Большинство испытуемых этого не делает. Им не нравится, что рассказ
прерван, они ждут продолжения, удивляются его отсутствию, спрашивают, как
в действительности развивались события, что делали мальчики, были ли это
мои сыновья, зачем я рассказал эту историю, почему здесь остановился, был ли
это эксперимент, проведу ли я позднее тест на запоминание и т. д. ¹
1
Конечно, иногда вообще ничего не происходит. «Это все? — Да, все.— Будете ли вы
рассказывать еще какие-нибудь истории? А что будем делать теперь?»
201
Некоторые что-то вспоминают, размышляют, обдумывают. «Такие случаи
мне очень хорошо знакомы. Вы ведь знаете, что я интересуюсь детьми. Это
напоминает мне неприятности, которые были у моего дяди с его двумя
детьми». Либо вспоминают параграф из учебника по детской психологии.
Другие старательно подводят данный случай под общую категорию: «Это
случай относится...» — и классифицируют случай, затем часто делают более
или менее бесполезные общие замечания о социальной приспособленности,
адаптивном поведении, о трудных детях.
Некоторые хотят знать больше фактов, задают ряд более или менее
разумных вопросов ¹. Например: «Наверно, у старшего мальчика было больше
практики?» Или: «Может быть, у младшего мальчика была замедленная
реакция?» Задают даже психоаналитические вопросы.
Такие испытуемые в большинстве случаев не предлагают ничего
конкретного и выражают удивление, если их прямо просят об этом. Ясно, что
они вообще не думали о такой возможности, так как были заняты воспомина-
ниями, сбором фактов или их классификацией.
Если прямо спросить об этом, то почти все испытуемые что-нибудь все-
таки предлагают. Часто в таком тоне: «Совершенно очевидно, как следует
поступить в подобной ситуации». В большинстве случаев ответы даются явно
без каких бы то ни было попыток размышления, просто как повторение того,
что они прежде видели или слышали, либо как применение известного правила
поведения, почерпнутого иногда из курсов педагогической психологии. Часто
их дают с оттенком глубокого убеждения, порой с весьма высокомерным
видом.
Такие предложения часто отражают самые распространенные
представления о детях, о человеке вообще, о морали, общепринятых
социальных правилах и доктринах, которых придерживаются испытуемые.
Hosted by uCoz