Navigation bar
  Print document Start Previous page
 182 of 302 
Next page End  

Обычно советы сводятся к следующему:
«Нужно пообещать младшему мальчику плитку шоколада».
«Нужно начать другую игру, допустим, игру в шахматы, в которой
младший мальчик столь же силен или даже
1
Один милый молодой человек — как всегда — сразу начал задавать вопрос за вопросом,
множество вопросов. Его нельзя было остановить. Любопытство отнюдь не всегда является
признаком разумного мышления или разумного поведения.
202
сильнее, чем старший, или предложить играть то в бадминтон, то в другую
игру, в которой он намного сильнее». «Да приведите его в чувство, намыльте
ему голову. Нужно быть мужчиной, а не неженкой. Нельзя так падать духом!
Он должен научиться сохранять присутствие духа. Используйте свой
авторитет, чтобы образумить младшего мальчика»,
«Не беспокойтесь о нем, он неженка. Это послужит ему уроком».
«Предложите ему фору».
«Пообещайте   младшему  мальчику,   что   старший   не будет играть в
полную силу».
Читатель сможет позднее сравнить эти советы с собственным решением
мальчиков, сравнить не столько с точки зрения их пригодности — некоторые
из этих предложений правильны, так как исходят из действительных условий
реальной ситуации, — сколько с точки зрения характера мышления,
приводящего к подобным советам ¹
Иногда, как я уже говорил, такие предложения делают не поспешно и
небрежно, просто вспомнив или применив правило, а после серьезного
обдумывания, с ощущением, что проблема касается глубоких вопросов.
Встречаются серьезные размышления, задаются существенные вопросы. В
некоторых случаях процессы мышления содержали те же шаги, что проделали
сами мальчики.
Теперь я продолжу рассказ. Кроме того, я постараюсь описать, как, по-
моему, мыслили мальчики.
1. «Что случилось? Почему ты больше не играешь? — сказал старший
мальчик резким злым голосом. — Почему ты прекратил игру? Ты считаешь,
что красиво так по-дурацки прекращать ее?» Он хотел продолжать игру. Отказ
В сделал это невозможным. А нравилось играть, нравилось выигрывать; так
приятно было обманывать
1
А также в отношении лежащей в их основе философии жизни и скрытых
психологических доктрин, которые часто находят выражение в ходе обсуждения: например,
наивный принцип кнута и пряника, психология вознаграждения и наказания, приверженность
Hosted by uCoz