Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 302 
Next page End  

25
лем — это прерогатива человека. Нельзя сказать, что это новая мысль. Она
высказывалась задолго до появления вычислительной техники. О.
Мандельштам, обсуждая возможности машинной поэзии, писал: «Машина
живет глубокой и одухотворенной жизнью, но семени от машины не
существует» ¹. Книга Вертгеймера. несомненно, поможет если и не преодолеть
компьютерные метафоры в психологии и когнитивные метафоры в
информатике, то во всяком случае, существенно обогатить их содержание.
Мы считали необходимым и полезным уделить некоторое внимание
проблеме «первообраза» интеллекта и указать на наличие различных
тенденций в его развитии и модификациях. Тенденции симплификации и
амплификации — это не только достояние истории науки. Они живы и сегодня,
причем тенденция симплификации, к сожалению, пока еще является
преобладающей. Не потому ли мы с такой легкостью говорим об
искусственном интеллекте, об интеллектуальной революции. Прежде чем
делать заключение о реальности этих явлений, необходимо либо восстановить
в правах гражданства прежний культурный облик (архетип) интеллекта, либо
построить новый, либо, что еще лучше, сделать и то, и другое.
При выполнении этой работы, несомненно, следует учитывать исследования
Макса Вертгеймера, которые сегодня звучат как вполне современные. Причину
непреходящего значения работ Вертгеймера хорошо объяснил Б. М. Теплов:
«Через все труды Вертгеймера красной нитью проходит тенденция: от мертвой,
сухой, абстрактной, формалистической психологии университетских кафедр и
лабораторий — к конкретной «жизненной» психологии, к «естественному
способу мышления жизненно ощущающего человека»...»². Эта оценка, данная
Б. М. Тепловым в 1935 г., справедлива и сегодня.
Я убежден, что книга М. Вертгеймера будет с благодарностью встречена и
по достоинству оценена научной общественностью.
В. П. Зинченко
1
Мандельштам О. — «Россия», 1922, ¹ 2, с. 23—24. 
2
Теплов Б. М. Избр. труды. Т. И. М., 1985, с. 219.
26
Hosted by uCoz