Navigation bar
  Print document Start Previous page
 234 of 302 
Next page End  

Такая процедура, конечно, хороша в том случае, когда мы хотим проверить
каждый шаг на логическую корректность. Сам Эйнштейн чрезвычайно
заботился о логической корректности, логической валидности.
261
Но что мы получим, если будем следовать такому образу действий? Мы
получим совокупность большого числа операций, силлогизмов и т. д. Но
создает ли эта совокупность адекватную картину того, что произошло? Харак-
тер мышления многих логиков напоминает образ мысли человека, который,
созерцая творения архитектуры, например красивое здание, и желая понять его,
концентрирует свое внимание на отдельных кирпичах и на способе их
скрепления строительным раствором. То, к чему он приходит в итоге, является
уже не зданием, а набором кирпичей и их связей ¹.
Чтобы получить реальную картину, мы должны спросить: как возникают
операции, как они включаются в ситуацию, как они функционируют в
реальном процессе? Их просто осуществляют одну за другой? Является ли
процесс цепью счастливых случайностей? Является ли решение результатом
проб и ошибок, математических предположений? Почему именно эти
операции? Несомненно, на каких-то стадиях существовали и другие воз-
можности. Почему Эйнштейн двигался именно в этом направлении? Как
случилось, что после первого шага он сделал именно эти, а не другие шаги?
Остановлюсь на одном частном вопросе: как возникли новые аксиомы?
Пробовал ли Эйнштейн любые аксиомы, из которых только некоторые
оказались подходящими? Не формулировал ли он некоторые суждения, не
связывал ли их воедино и наблюдал, что произойдет, пока в какой-то момент
ему не посчастливилось найти подходящий набор аксиом? Был ли их выбор
случайным и не было ли изменение роли, места и функции элементов,
появление их взаимосвязи лишь следствием?
Аксиоматическая техника является весьма полезным инструментом. Она
является одним из наиболее эффективных методов, созданных к настоящему
времени в логике и математике; несколько общих положений обеспечивают
все необходимое для вывода частных результатов. Можно иметь дело с
гигантской суммой фактов, с огромным числом суждений, заменяя их
несколькими предложениями, которые формально эквивалентны всему этому
знанию. Некоторые великие открытия в совре-
1
«Я не уверен, — сказал однажды Эйнштейн в этой связи, — можно ли действительно
понять чудо мышления. Вы несомненно правы, пытаясь добиться более глубокого понимания
того, что происходит в процессе мышления...».
Hosted by uCoz