Navigation bar
  Print document Start Previous page
 247 of 302 
Next page End  

предшествующих знаний и ориентировки.
Из всего материала выбираются те действия и шаги, которые
последовательно меняют положение дел в S1 в направлении к структуре S2.
Если в этом и состоит суть процесса, то есть шаги решения определяются
структурой, то возникает множество вопросов, например: почему к решению
часто приходят окольным путем, почему наблюдаются такие состояния, когда
вообще нет никакого прогресса, почему процесс может зайти в тупик и
оказывается на некоторое время блокированным, как возникают отклонения и
ошибки. Я уже называл некоторые причины. Могу повторить, что первое,
неадекватное видение ситуации часто мешает испытуемому понять роль
пробела и те требования, которые позволили бы ему адекватно заполнить
пробел. Испытуемому часто не хватает широты видения. Даже если он
обладает ею вначале, он может утратить ее в дальнейшем, так как занят
деталями и обращает внимание только на отдельные части. При такой
установке части могут объединяться в недостаточно крупные целые. С другой
стороны, его поле зрения, конечно, может быть и слишком широким.
Часто возникает соблазнительная возможность быстро-
275
го объединения отдельных подпроблем. Когда в ситуации ясно осознается
несколько подпроблем, теряется видение целого, так что сам собой
навязывается узкий взгляд на проблему. Порой нетерпеливое желание найти
решение чрезмерно фокусирует зрение, подобно тому, как голодное животное,
отделенное решеткой от пищи, сосредоточиваясь на ближайшей цели, теряет
широту взгляда и не в состоянии заметить, что простой окольный путь привел
бы его к цели.
И мы не должны забывать, что, хотя процесс S1
S2 часто является
относительно замкнутым целым, он замкнут только относительно. Он — часть
поля, точно так же как S1 и S2 являются только частями поля, частью является и
весь процесс. Он — частичное поле в пределах общего процесса познания и
понимания, в контексте общего исторического развития, внутри социальной
ситуации, а также в личной жизни испытуемого. Он — часть поля, не пол-
иостью отделенная в отношении материала, в отношении количества и
источников энергии; важны благоприятные или неблагоприятные условия,
факторы, силы в более широком поле. Таким образом, мы должны выяснить, в
какой степени изолировано частичное поле, в какой степени оно динамически
связано с другими частями в более широком поле. Но и в отношении этого
Hosted by uCoz