Navigation bar
  Print document Start Previous page
 249 of 302 
Next page End  

первое достижение заключается именно в осознании того, что здесь есть
проблема. Видение, правильная постановка проблемы часто гораздо важнее
решения поставленной задачи.
Вместе с тем существуют такие процессы, в которых S1 играет
незначительную роль или вообще не играет никакой роли. Такой процесс
начинается, как и некоторые творческие процессы в искусстве и музыке, с
того, что художник представляет себе особенности S2, которую хочет создать.
Художник стремится к их кристаллизации, конкретизации или полному
воплощению. Характерно, что более или менее ясно представляемые
структурные целостные свойства вещи, которую нужно создать, определяются
в процессе создания. Композитор обычно не просто соединяет ноты, чтобы
создать какую-нибудь мелодию: он постигает характер мелодии in
statu
nascendi и действует сверху, пытаясь конкретизировать ее во всех деталях ².
1
См.: Levy   E. Some aspects of the schizophrenic formal disturbance of thought. —
"Psychiatry", 1943, vol. VI, p. 59—69.
2
Нечто подобное происходит и с математиком, у которого возникает идея какой-нибудь
формулы или уравнения.
277
Для некоторых композиторов это нелегкий процесс, часто на него уходит
много времени. Когда представление о целом еще смутно, расплывчато,
возможны одновременно два способа действия: один — направленный на то,
чтобы сделать более ясной центральную идею, другой — представление о
частях. Характерно, что в таких случаях сразу ясно, что согласуется с
представлением о целом, а что нет; в то время как то, что происходит в случаях
типа S
1 …..
S2, структурно определяется природой S1 или связью S1 с S2, в данном
случае все определяется структурными особенностями представляемой S2,
даже если она все еще не полна, все еще не ясна. Это несколько меняет
динамическую природу данного выше описания, но в осмысленных
процедурах векторы снова определяются характером внутренних структурных
требований.
Часто в процессе наблюдаются два взаимосвязанных направления: одно —
от частей к целому, другое — от целого к частям. Это, как правило, бывает в
том случае, когда в осмысленном процессе создается хороший гештальт. Такой
гештальт не является произвольным, независимым от природы частей, он
отвечает и их требованиям.
Намеченная на этих страницах динамическая теория не является
законченной, она не сводится к общим рассуждениям, к классификации
Hosted by uCoz