Navigation bar
  Print document Start Previous page
 258 of 302 
Next page End  

286
прояснению ситуации и подсказать еще одну гипотезу, которая будет лучше
соответствовать данной структуре.
Научение на основе успеха может означать, с одной стороны, что действие
выделяется только потому, что оно фактически привело к успеху, но при этом
не было понято, или, с другой стороны, что в процессе научения субъект
понимает, почему именно этот образ действий по внутренним структурным
причинам ведет именно к этому результату. Эта последняя форма «научения с
помощью успеха» позволяет субъекту в изменившейся ситуации осмысленно
варьировать свои действия.
Вероятно, мы сможем лучше пояснить существенное различие между двумя
интерпретациями всех этих понятий, если вновь вернемся к логике, и прежде
всего к понятию класса, которое в традициях этой дисциплины является столь
фундаментальным. Если оставить в стороне детали и сосредоточить внимание
только на конкретном значении относящихся сюда операций и на том, что
действительно необходимо для традиционной логической корректности, то мы
обнаружим следующее.
Имеется несколько объектов. (Традиционную логику не интересует то, как
их отобрали из совокупности других объектов и почему они отобраны именно
таким образом, как в этом абстрагировании от других объектов конституи-
руется объект, ответ на этот вопрос считают само собой разумеющимся.) Я
сравниваю их. Нахожу сходство и различия в их свойствах или частях.
Абстрагируясь от различий и концентрируя внимание на общих свойствах или
частях объектов, я получаю общее понятие. Содержание составляют эти общие
части. Это — «содержание понятия». «Объем понятия»
— это множество
объектов, охватываемых понятием класса.
Если мы обозначим общий элемент буквой m, а другой элемент — буквой х,
то точным изображением класса (или любого объекта, охватываемого
понятием класса) будет
т+х.
Между т и х находится «и», т ¹ это то, что является общим в содержании
объектов; х — дополнительный при-
1
т в свою очередь может быть простой суммой нескольких общих элементов.
287
знак, который может меняться при переходе от объекта к объекту. Считается,
Hosted by uCoz