Navigation bar
  Print document Start Previous page
 269 of 302 
Next page End  

Рис. 165
Рис. 166
Удлините оба конца¹ С в I, и вы получите П. В I А и С были «парой», В
линией симметрии; в II («угол АВ стоит на наклонной диагонали») А и В
образуют «пару». (В I
А~С, А не гомологично В, в II
А~В.) В I
В является
единственной линией симметрии, определяющей общую пространственную
ориентацию фигуры; в II длинная наклонная линия обеспечивает основную
пространственную ориентацию (так же, как и линия — которая не «дана» в
качестве элемента, - делящая симметрично угол АВ пополам,
перпендикулярная наклонной линии).
В то время как в I фигура чувствительна к нарушениям равенства длин A и
С, но не к изменению длины В, II чувствительна к нарушениям именно
равенства В и А] теперь В=А играет такую же роль, какую раньше играло С=А.
Если для углов принять значение 40° (вместо 60°), то переход к II часто
оказывается особенно сильным, и не только в отношении оптических
характеристик: «Рисунок «искривился», он «поворачивается»! Рисунок
выглядит ужасно!» И в соответствующих условиях часто возникает сильная
мотивация, потребность разобраться в ситуации и «исправить дело».
1
Удлините концы сильнее, чем указано на чертеже.
299
                  
Рис. 167
Рис. 168
Если мы добавим линию D, то она часто кажется бессмысленным
добавлением; ее наличие, длина, ориентация являются «случайными»,
«произвольными». (Того, что D=A, что углы, которые А и D
образуют с 5,
являются ровными, часто даже не замечают, о чем свидетельствуют
воспроизведения по памяти.) В III дело обстоит иначе: в наклонной трапеции D
является наклонной стороной трапеции, как и A. В I
B~C, в III
B не
гомологично С; во II
III.
Hosted by uCoz