Navigation bar
  Print document Start Previous page
 277 of 302 
Next page End  

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендации для обучения теме «Площадь»
I
Какой способ обучения доказательствам психологически хорош, а какой
плох — это вопросы, которые следует решать эмпирически. Нужно сравнить
различные способы обучения, учитывая те трудности, которые возникают при
усвоении, запоминании, а также возможности их воспроизведения и
применения к решению других задач. Дело не только в овладении
определенными приемами, но также и в ориентации в материале, открытости
ума, развитии способностей мыслить.
Это вопросы опыта и экспериментирования. Но следует не просто слепо
сравнивать любые приемы обучения, а попытаться изучить эффекты
применения противоположных приемов в свете нашей главной проблемы:
проблемы структурной осмысленности или структурной произвольности в
самом процессе обучения.
Здесь я намечу один из возможных, психологически осмысленных способов
обучения, которым мог бы воспользоваться учитель.
Для многих — не для всех—детей желательно начинать с конкретных,
реальных жизненных ситуаций, когда предлагаемая задача, скажем
определение площади прямоугольника, является вполне разумным
требованием. Это можно сделать, например, рассказав им о двух фермерах,
которые обмениваются двумя участками земли, или о фермере, который
пытается узнать, сколько потребуется зерна для определенной части его поля,
— эти ситуации естественно требуют определения площади.
Для таких детей весьма существенно, есть ли вообще какой-нибудь
реальный смысл в постановке данной проблемы. В качестве иллюстрации могу
привести следующие примеры.
Двадцать пять лет назад родители девятилетней девочки, мои друзья,
сказали мне, что она испытывает большие затруднения в учебе. Дела обстояли
настолько плохо, что учитель девочки посоветовал родителям обратиться за со-
309
ветом к психиатру. Родители привели девочку к профессору Z, известному
психиатру и психологу, в то время заведовавшему психиатрической клиникой.
С грустью они сообщили мне о том, что он провел тестирование и посоветовал
забрать ее из школы — столь низким был уровень ее развития. Он предложил
поместить ее в дом для умственно отсталых детей и в заключение предупредил
Hosted by uCoz