Navigation bar
  Print document Start Previous page
 291 of 302 
Next page End  

ПРИЛОЖЕНИЕ   5
Уравновешивание палки
Когда вы предлагаете детям построить из кубиков Т-образную
конструкцию, положив один из кубиков вертикально и уравновешивая второй
на вершине первого в горизонтальном положении, интересно наблюдать за
развитием действий испытуемых, следить за тем, как они приходят к
пониманию того, что устойчивость структурно требует симметрии.
Эту же проблему предполагает задание по переносу длинных палок
(выполнение которого интересно изучать и на собаках). Сначала дети
экспериментируют с палкой, часто они сдаются после нескольких
отрицательных проб. Но некоторые дети упорствуют, и большинство из них
через некоторое время возвращается к задаче. Интересно наблюдать, как они
учатся на своих ошибках. Пробы, приводящие к отрицательным результатам,
являются не просто негативными случаями. Конечно, иногда ребенок про-
изводит слепые изменения, но очень часто мы наблюдаем, что он действует
вполне осмысленно. Например, берет палку левее центра, и она падает направо,
в следующей попытке ребенок может слепо повторить действие, схватив палку
в том же самом месте — или даже еще левее, — но часто дети осмысленно
корректируют свои действия, они хватают ее немного правее. Они могут
схватить палку недостаточно или слишком далеко, но в следующей попытке
они стараются произвести осмысленную коррекцию. Часто поведение в целом
является вполне последовательным. В этом заключается основное различие
между последовательностью случайных проб и последовательностью проб,
которая обладает осмысленной структурой.
Например, если кто-нибудь стреляет, не видя цели и не имея возможности
посмотреть, куда попала пуля, и только получая информацию (или как-то
иначе узнавая) о том, что он не попал в цель, то он не сможет осмысленно
изменить направление следующего выстрела. Но если он смо-
324
жет увидеть, к какому отрицательному результату привела его попытка, то
тогда выбранное им направление покажет различие между бессмысленным и
осмысленным поведением. Предположим, что, выстрелив первый раз, он попал
в точку 1, расположенную правее цели. Было бы глупо в следующий раз
стрелять еще правее.
2        t       3        1
Hosted by uCoz