Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 302 
Next page End  

Таблица II
ассоциации, приобретенные на основе повторения связи 
роль частоты повторения, новизны 
припоминание прошлого опыта 
пробы и ошибки со случайным успехом 
научение на основе повторения успешной пробы 
действия в соответствии с условными реакциями и привычками
Эти операции и процессы сейчас широко изучаются с помощью хорошо
разработанных методов.
Многие психологи скажут: способность мыслить — это следствие работы
ассоциативных связей; ее можно измерить количеством ассоциаций,
приобретенных субъектом, легкостью и правильностью заучивания и
припоминания этих связей ¹.
1
В дальнейшем развитии науки в этот закон были внесены некоторые уточнения.
См., например: Thorndike  E. L. Psychology of arithmetic. New York, Macmillan, 1922, p.
190.
«Педагогика прошлого допускала на практике крупные ошибки, основанные на двух
ошибках психологии мышления. Последняя рассматривала рассудок как некую магическую
силу или сущность, которая действует вопреки обычным законам научения и противоречит им;
и она очень резко отделяла «понимание принципов» с помощью логики от «механической»
работы по вычислению...  запоминанию фактов и т. п., осуществляемых с помощью простого
заучивания и памяти.
35
Несомненно, и у этого подхода есть свои достоинства, которые касаются
очень тонких особенностей, наблюдаемых в такого рода научении и поведении.
Оба подхода сталкивались с большими трудностями при объяснении
осмысленных продуктивных процессов мышления.
Рассмотрим сначала традиционную логику. На протяжении многих веков
вновь и вновь возникало глубокое недовольство тем, как традиционная логика
трактовала такие процессы ¹. По сравнению с подлинными, осмысленными,
продуктивными процессами проблемы, да и обычные примеры традиционной
логики часто выглядят бессмысленными, плоскими и скучными. Логическая
трактовка, будучи достаточно строгой, все же часто кажется весьма
бесплодной, нудной, пустой и непродуктивной.
Рассудок, или анализирующее дискурсивное мышление, вовсе не противостоит законам
научения и не независим от них, а является в действительности необходимым результатом этих
законов. Более тщательное изучение анализирующего мышления покажет, что для его
объяснения не потребуется никаких иных принципов, кроме законов готовности, тренировки и
эффекта; что оно является лишь крайним случаем того, что происходит в процессе ассоциа-
тивного научения, описываемого в терминах «поэлементных» действий...» (см. главу 6).
Аналогичным образом У. Пиллсбери в «Recent naturalistic theories of reasoning» («Scientia»,
1924) пишет: «Животное решает задачу в результате ряда проб. Почти так же ряд случайных
Hosted by uCoz