Navigation bar
  Print document Start Previous page
 50 of 302 
Next page End  

4
15,0
1?
9,0
16
?
Ученики решали эти задачи, испытывая некоторые трудности с умножением.
Вдруг один мальчик поднял руку. Глядя на тех, кто еще не кончил
вычисления, с некоторым превосходством, он выпалил: «Глупо заниматься
умножением и измерением высоты. Я нашел лучший метод определения пло-
щади— он очень прост. Площадь равна а+b».
«Можешь ли ты как-нибудь объяснить, почему площадь равна а+b?» —
спросил я.
«Я могу доказать это, — ответил он. — Я вычислил площадь во всех
случаях. Зачем ломать голову, умножая b на h? Площадь равна а+b».
Тогда я дал ему пятую задачу: а=2,5; b=5; высота = 2. Мальчик начал
считать, пришел в смятение, а затем, довольный, сказал: «В этой задаче
сложение не дает
55
площади. Прошу прощения; а было бы здорово!»
«В самом деле?» спросил я.
Это может служить примером слепого открытия, слепой индукции.
Осмелюсь утверждать, что ни один разумный математик не одобрит столь
очевидно бессмысленную индукцию. Он прибегнет к ней только в том случае,
если исследуемый вопрос настолько темен, что не приходит в голову никакая
идея о возможной разумной внутренней связи.
Могу добавить, что настоящая цель этого «нечестного» эксперимента,
который, как вы видели, вполне удался, заключалась не просто в том, чтобы
навести на ложный путь. Посетив этот класс раньше, я заметил, что в поверх-
ностном обращении учеников с методом индукции кроется реальная опасность.
Я хотел, чтобы эти ученики — и их учитель — ясно почувствовали
рискованность такого отношения.
Можно, конечно, сказать, что мальчик ошибся в своей гипотезе просто
потому, что она не была универсальной, потому, что она была обобщением,
основанным лишь на небольшом числе случаев. Но это значит не понять сути
дела. Предложенное равенство — площадь = а+b— бессмысленно, потому что
ничего не говорит о внутренней связи между площадью и а+b, о том, почему
оно может оказаться разумным хотя бы в одном — единственном случае,
поскольку не существует внутренней связи между ними.
14. Приведу еще более простой пример. Вы спрашиваете ученика:
1)
12=3 умноженное на сколько? Ответ: 4.
Hosted by uCoz