Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 302 
Next page End  

объяснения? Не проще ли в полном соответствии со многими другими
психическими процессами рассматривать то, что делают эти дети, просто как
припоминание прошлого опыта? Случайно или посредством каких-то
механизмов ас-
держащие некую структурную незавершенность, которую следует устранить; но теперь рядом
появляется новый набор, который поражает наблюдателя своей бессмысленностью,
нелепостью и озадачивает его. Зато какое неожиданное облегчение наступает, когда после
введения еще некоторых деталей все части внезапно образуют единое согласованное целое, по-
новому ориентированное, сильно реорганизованное и перецентрированное в соответствии со
структурными требованиями. Часто можно наблюдать у испытуемых признаки сильного
напряжения, удивления, неуверенности и в итоге — неожиданного облегчения. Впоследствии
испытуемые очень ярко описывают поразительную структурную динамику ситуаций. (см.
Приложение 1).
88
социации ребенок вспоминает связанный с ножницами прошлый опыт.
Остальные дети не смогли решить задачу потому, что они не вспомнили
прошлый опыт, или потому, что у них не было достаточного опыта работы с
ножницами. Они не усвоили связь, ассоциацию, которая могла бы им помочь,
или же не вспомнили ее. Таким образом, все зависит от припоминания
усвоенных связей. Именно память и вспоминание лежат в основе этого
процесса.
Конечно, иногда к использованию ножниц приходят случайно или в
результате припоминания внешних обстоятельств. Случается, что даже в
хороших процессах подсказки памяти либо проверяются и используются, либо
отвергаются как бесполезные. Нет никакого сомнения в том, что для того,
чтобы эти процессы стали возможными или вероятными, помимо настоящего
опыта (что бы это ни значило), необходим значительный прошлый опыт.
Но адекватно ли для обсуждения таких вопросов использование лишь
теоретических обобщений? Например, в пашем случае утверждают, что
решающим обстоятельством является то, что ребенок вспоминает о ножницах
и связанных с ними действиях.
Допустим, что ребенок, старающийся решить задачу, не думает о ножницах.
Это содержание и связанные с ним ассоциации отсутствуют. Почему бы не
взять теоретического быка за рога? ¹ Давайте дадим детям все необходимое и
посмотрим, что из этого выйдет. Если самым важным является припоминание
опыта, связанного с употреблением ножниц, то мы можем сразу же снабдить
ребенка ножницами и не обременять его память необходимостью вспомнить о
них. Или можно ввести стимулы, облегчающие такое припоминание.
В начале эксперимента я кладу ножницы на стол или даже прошу ребенка
Hosted by uCoz