Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 302 
Next page End  

Действительно, в некоторых позитивных процессах имели место попытки, сви-
1
См. М a i е г N. R. F. Op. cit.
90
детельствующие об определенном понимании структурных требований, что
приводило затем к такому использованию прошлого опыта или к таким
пробам, которые коренным образом отличались от слепого припоминания
прошлого опыта.
Более того, дело не только в том, чтобы такое припоминание не было
слепым. Действительная проблема заключается в том, что именно было
усвоено в прошлом. Некоторые специальные и нелепым образом обобщенные
движения, которые ассоциируются с определенными результатами самого
разрезания? Или внутренняя связь способа разрезания и результата?
Существует ?-отношение между операцией и ее результатом, явная связь опе-
рации и эффекта. Это делает возможным осмысленное применение той или
иной операции в новых обстоятельствах.
Другое похожее объяснение: решающим является то, вспоминает ли ребенок
свой опыт игры с мозаикой, который предполагает складывание фигур и
разделение их на части.
В ходе эксперимента, непосредственно перед тем, как дать ребенку задачу, я
предложил ему поиграть с мозаикой, с формами, более или менее похожими на
фигуру из задачи. Игра допускала разнообразные сочетания, одно из которых
даже частично совпадало с задачей. Эта игра оказалась в известной степени
полезной. И тем не менее в некоторых случаях она не помогла найти решения.
Не знаю, понимает ли читатель, что число теоретически
возможных способов соединения предметов бесконечно.
Даже для двух треугольников, типа изображенных на
рисунке, существует множество возможностей, только
небольшая часть которых регулярно встречается у детей.
Рис. 38
Здесь открывается широкий простор для экспериментальных исследований.
Наблюдения свидетельствуют о том, что скорее ищутся не любые случайные
внешние связи, а, напротив, поиск идет в направлении согласования, соеди-
нения, получения хорошей, завершенной формы.
Даже если позитивная процедура может быть объяснена совместным
действием усвоенных связей, с одной стороны, и целью — представлением о
прямоугольнике, —
Hosted by uCoz