Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 302 
Next page End  

Гештальттеория старается установить различие между суммарными
совокупностями, с одной стороны, и гештальтами, структурами — с другой,
как в отношении частей целого, так и в отношении -целостного поля, и
разработать соответствующие научные инструменты для исследования
последних. Она восстает против догматического применения ко всем случаям
метода, который адекватен лишь для простых бесструктурных наборов. Вопрос
в том, может ли подход, делающий основной упор на слепые связи и
поэлементный анализ, дать адекватное объяснение реальных процессов
мышления и роли прошлого опыта. Прошлый опыт следует тщательно изучать,
но сам по себе он является неоднозначным; пока опыт рассматривается в
терминах элементов и слепых связей, он не может быть магическим ключом к
решению всех проблем.
38. Вернемся теперь к вопросу, который в конце первой части (пункт 10) мы
оставили без ответа, — к проблеме АB-реакций. В предыдущих
рассуждениях содержится прямой ответ.
Учитель показал способ решения задачи: он научил учеников проводить
вспомогательные линии. Если ученики действительно поняли суть дела, то для
них эти линии не просто «первая, вторая, и третья линии», или, как сказал
учитель, «вертикальная линия, проведенная из ле-
1
См.: W е
г
t h e i m е
г
M. Uber das Denken der Naturvolker, Zahlen und Zahlgebilde. —
"Zeitschrift fur Psychologie", 1912, Vol. 60, S. 321—378. Wertheimer M. Drei Abhandlungen zur
Gestalt-theorie. Erlangen, 1925. Ellis W. D. Op. cit., selection 22; Schulte Н. Versuch einer Theorie
der paranoischen Eigenbeziehung und Wahnbildung. — "Psychologische Forschung", 1924, Vol. 5, S.
1—23, Lewin K. A dynamic theory of personality. New York, McGraw-Hill. 1935; Levy E. Some
aspects of the schizophrenic formal disturbance of thought. — "Psychiatry", .1943, vol. 6, p. 55—69.
96
вого верхнего угла, линия, проведенная из правого верхнего угла и
продолжение горизонтальной линии за правый нижний угол». Они не образуют
простую сумму элементов которые слепо связаны с решением. Если ученики
извлекли из урока только это, то они не смогут справиться с критическими А
B-задачами и не будут иметь основы для осмысленного решения новых задач.
Но если они уловили суть дела — а именно это-то и означает понимание, —
то они понимают структурную роль и функции этих линий, их значение в
осмысленном контексте. Они понимают, как именно эти линии в данной
ситуации приводят к решению, потому что они внутренне связаны с целью,
потому что существует структурное ?-отношение между этими операциями и
целью. Эти операции рассматриваются «сверху» с точки зрения внутренней
структуры всей процедуры, с точки зрения того, как они функционируют в
Hosted by uCoz