Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 302 
Next page End  

собностей. В этом смысле мышление может быть относительно замкнутым
процессом. Более того, в некоторых случаях задача сохраняет смысл и в более
широком контексте. Так обстоит дело, когда задача на определение площади
рассматривается в контексте землемерных работ или когда этот вопрос
возникает в более широком контексте геометрического мышления —
например, когда понят способ определения площади прямоугольника и встает
вопрос об определении площади других фигур.
Но в некоторых ситуациях бессмысленно решать задачу определения
площади параллелограмма, потому что такая задача не соответствует структуре
данной ситуации, потому что эта цель неуместна и ситуация требует других
действий. Если в такой ситуации дается это задание или так или иначе
возникает вопрос о площади, некоторые люди, не замечая, что требуется в
ситуации, начинают определять площадь и слепо следуют намеченной цели.
Однако мы часто наблюдаем и разумные реакции, когда испытуемый
отказывается решать такую задачу и сосредоточивает свое внимание на том,
что действительно важно в данной ситуации ¹.
Я приведу простой пример. Учитель охотно пользуется любой
возможностью решать практические задачи. На последнем уроке он показал
ученикам, как определяется площадь трапеции при помощи вспомогательных
просов в своей книге "Organizing and memorizing" (New York, Columbia University Press, 1940) и
в
следующих статьях: "On different forms of learning by reading", ("Journal of Educational Psycho-
logy", 1942, vol. 33, p. 335—355); "The role of the order of presentation in learning", (American
Journal of Psychology, 1942, vol. 55, p. 328—353). Д-р Катрин Штерн сообщила о своей работе
по обучению арифметике в докладе на заседаниях Восточной психологической ассоциации,
состоявшихся в 1941 г. Этот доклад является частью ее книги "Children
discover
arithmetic".
New York, Harper, 1949 — Прим. Майкла Вертгеймера. ¹ См. пример в гл. 4, с. 170.
108
линий, вывел  формулу
Теперь он указывает на висящую на стене
картину в раме и говорит: «Мне нужно определить площадь рамы». Он
обозначает линии буквами а, b, с, d, сообщает их длину и добавляет: «Видите,
тут четыре трапеции. Надеюсь, что вы помните, как определяется их площадь».
Рис. 42
Некоторые дети старательно выполняют задание учителя; они нудно
вычисляют площадь — некоторые ошибаются и с напряженным вниманием
исправляют ошибки. Но других детей это, видимо, забавляет, они ничего
Hosted by uCoz