Navigation bar
  Print document Start Previous page
 102 of 541 
Next page End  

несоответствие в реакциях испытуемых, находящихся в различных обстоятельствах, должно быть
обусловлено именно различиями этих обстоятельств.
Заключая рассмотрение корреляционного и экспериментального исследований, отметим, что
каждое из них имеет свои сильные стороны, в ряде случаев оба типа исследований могут выступать как
взаимодополняющие. Корреляционное и экспериментальное исследования характеризуют, в первую
очередь, особенности организационного плана, которым может руководствоваться социальный
психолог в поисках новых научных данных. Сбор первичной информации может при этом
осуществляться посредством ряда методов. Имеются три основных метода сбора первичных
эмпирических данных — наблюдение, опросы и анализ документов. Все другие «методы» или
методики, как бы они ни назывались, являются лишь различными производными от них. Однако, как
отмечает Ядов, техника применения методов сбора первичной информации столь многообразна, что
некоторые модификации приобрели статус самостоятельных методов. Например, тестирование имеет
свои традиции использования в социальной психологии. По форме, тестирование — это
стандартизированный опрос с целью получения определенной информации о личности, ее оценки и
соответствующего отбора. Указанные методы сбора первичной информации имеют
междисциплинарный характер и в различных модификациях используются в социальных
исследованиях для получения эмпирических данных представителями различных наук — педагогами,
психологами, социологами, экологами, экономистами, этнографами, юристами.
Наблюдение. Древнейшим научным методом, к которому обратился человек для познания
окружающего мира, является наблюдение. Это преднамеренное и целенаправленное восприятие
явлений окружающей среды с целью сбора данных определенного рода. В социальной психологии
метод наблюдения издавна используется с целью изучения человеческого поведения, включая
групповые процессы. При этом наблюдение применимо как в лабораторных условиях, так и в
естественной социальной среде. В первом случае имеется в виду экспериментальное исследование,
когда для группы создаются искусственные условия, и задача наблюдателя состоит в том, чтобы
фиксировать реакции членов группы в этих условиях (нередко с помощью различных технических
средств).
В лабораторном эксперименте, например, поведение может регистрироваться посредством
категорий, которые разработал американский психолог Бэйлз при анализе процессов взаимодействия в
группе. Он выделил стандартизированный набор категорий для классификации особенностей
взаимодействия в группе, независимо от ее состава и функций. Данные категории являются взаимно
исключающими, представляя в совокупности логически исчерпывающую систему возможного
взаимодействия членов группы (рис. 15). Задача наблюдателя, вооруженного этой системой категорий,
состоит в том, чтобы классифицировать каждый поведенческий акт члена группы в соответствии с
одной из данных двенадцати категорий. Единицей наблюдения, по Бэйлзу, является «малейший
различимый сегмент вербального или невербального поведения, который может классифицировать
наблюдатель». Так, простое предложение является отдельной единицей наблюдения, сложное
предложение всегда содержит более, чем одну единицу наблюдения. Поскольку невербальное
поведение является непрерывным и не может быть легко разбито на отдельные единицы, то
наблюдателю предписывается оценивать поведение каждого члена группы в интервале одной минуты и
так далее в течение всего процесса взаимодействия в группе. Для получения детальной картины
взаимодействия в группе требуется не один, а несколько наблюдателей, сферы внимания которых
разделены определенным образом.
Hosted by uCoz