Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 541 
Next page End  

иметь целью фиксацию ответов выступающих на определенные заявления, сделанные другими
участниками митинга. В качестве примера использования полевого наблюдения обратимся к работе
Никифорова, который изучал межличностное общение в двух киносъемочных группах. В период
создания фильма наблюдатель находился на съемочной площадке, но присутствие одного-двух не
занятых непосредственно в съемке лиц здесь привычно и не вызывает отклонений от естественного
поведения всех участников данной ситуации. На основе предварительного неконтролируемого
наблюдения в первые съемочные дни, а также ряда интервью были выделены определенные единицы
наблюдения и разработана стандартизированная схема для фиксации данных. Были выявлены
особенности межличностного общения в двух киносъемочных группах. Обнаружено также, какие
именно конкретные действия участников киносъемки вызывают дисфункциональное межличностное
напряжение в группе, к каким последствиям это приводит и каковы пути решения данной проблемы.
При полевом исследовании ценную информации можно получить, используя предложенное
Кузьминым наблюдение в значимых ситуациях. Такой прием требует предварительной работы
исследователя по выявлению действительно значимых для изучаемой группы ситуаций. В
производственной группе, например, это может быть наблюдение за реакциями на изменение норм
выработки, сверхурочные работы, приход нового руководителя и т. д.
Как уже отмечалось, одной из главных трудностей, которую необходимо преодолеть при
использовании метода наблюдения, является непроизвольное влияние наблюдателя на людей,
выступающих в качестве объектов исследовательского интереса. Подобное влияние отсутствует при
использовании так называемого включенного (участвующего) наблюдения. При этом экспериментатор
включается инкогнито в группу интересующих его лиц как равноправный член.
Первым известным случаем использования включенного наблюдения является исследование
американского социолога Андерсона, собравшего в начале 20-х гг. XX в. в США большой материал о
жизни бродяг. Сам исследователь некоторое время бродяжничал, то есть вел такой же образ жизни, как
люди, оказавшиеся на дне общества, за которыми он наблюдал.
Своеобразным ориентиром в американских социальных исследованиях считается работа,
проведенная Гоффманом в одной из психиатрических клиник. Он использовал включенное наблюдение,
чтобы посещать больничные палаты и выявить картину повседневной жизни персонала клиники и ее
пациентов. Поскольку большая часть литературы о пациентах психиатрических клиник написана с
точки зрения медиков, Гоффман рассудил, что она имеет характерную предвзятость и выдвинул
гипотезу, что обстановка клиники является важным параметром в сознании пациента. Он предположил,
что в любой группе лиц, живущих в контролируемой замкнутой среде, будет развиваться своеобразная
«скрытая», закулисная жизнь. Гоффман хотел исследовать эту «скрытую» жизнь и описал различные
способы, которые используют пациенты, чтобы лично контролировать свой образ жизни, прибегая для
этого к сделкам с персоналом клиники и его обману. Гоффман предпринял попытку показать, что
традиционные взаимоотношения между врачом и пациентом не могут сохраниться в реальных условиях
госпитализации.
Исследователь устроился на работу в психиатрическую клинику преподавателем лечебной
физкультуры и получил возможность легко и ненавязчиво общаться с пациентами и персоналом. Среди
пациентов особенно его интересовали те, которые госпитализировались неоднократно. То, что Гоффман
выступает в роли исследователя, было известно лишь нескольким лицам из администрации. В течение
целого года он проводил свои наблюдения. Итогом стали исследовательские данные о том, как
социальные взаимоотношения в подобных учреждениях влияют на образ «Я» пациента и уход за ним.
У нас метод включенного наблюдения использовал Ольшанский, изучавший социальные
ценности в рабочих бригадах. Исследователь в течение нескольких месяцев проработал на одном из
московских заводов слесарем-сборщиком. Личный опыт и производственная квалификация позволили
Ольшанскому войти в коллектив цеха в качестве рядового рабочего. Ему удалось быстро установить
дружеские отношения с рабочими, бывать у них дома и т. д. Они не подозревали, что имели дело с
исследователем. Другие члены исследовательской группы опрашивали рабочих посредством
анкетирования. Полученные при этом данные дополнялись материалами включенного наблюдения.
К этому методу обращался также Алексеев на разведывательном этапе изучения проблем
сельской молодежи. Ему довелось быть рабочим-арматурщиком на строительстве стеклотарного завода
в одном из украинских сел. Эта работа не требовала особой профессиональной подготовки.
Исследователь выступал в роли сезонника, преследующего материальный интерес и решившего
поработать половину своего отпуска, чтобы во второй половине как следует отдохнуть. Задача
наблюдения состояла в том, чтобы уловить общую атмосферу, настроение коллектива строителей, язык
Hosted by uCoz