Navigation bar
  Print document Start Previous page
 106 of 541 
Next page End  

психологических явлений, изучение которых невозможно без использования опросов. Так, получение
информации о мнениях, чувствах, мотивах, отношениях, интересах чаще всего осуществляется
посредством опросов в той или иной форме. При этом данные опросов могут отражать явления,
относящиеся не только к настоящему времени, но также к прошедшему и будущему. Глубина, полнота
и достоверность ответов зависят от способности опрашиваемого наблюдать за самим собой и адекватно
излагать переживаемое.
Общепризнанная среди психологов точка зрения состоит в том, что данные самонаблюдения
представляют собой важный материал для исследователя. Рубинштейн
подчеркивает: «Высказывания
субъекта — показания его самонаблюдения — должны быть взяты не как совокупность положений,
заключающих в себе готовую истину о субъекте, а как более или менее симптоматические проявления,
истинная природа которых должна быть выявлена исследователями в результате их сопоставления с
соответствующими объективными данными.».
Имеющийся опыт проведения социально-психологических исследований показывает, что опросы
могут играть позитивную роль при условии сопоставления полученной информации с результатами
анализа данных официальной и личной документации, материалов наблюдения. Необходимо только
избегать абсолютизации методов опроса, использования их там, где нужны другие методы сбора
первичной информации. Область применения опросов в социально-психологических исследованиях
довольно обширна. Так, на ранних стадиях исследования с целью уточнения его проблематики и
выдвижения гипотез используется интервьюирование. Опрос в той или иной форме может выступать
как основное средство сбора первичной информации. При этом особое значение приобретает
стандартизация методики опроса. Если программа исследования предусматривает экспериментальную
процедуру, опрос может использоваться с целью выявления основных критериев экспериментальной и
контрольной групп, как до начала эксперимента, так и после его окончания. Опрос служит также для
уточнения, расширения и контроля данных, полученных другими методами.
Выделяют два основных вида интервью, используемых в социально-психологических
исследованиях. В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность
определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного
интервью, наоборот, характеризуется гибкостью и варьируется в широких пределах. Здесь интервьюер
руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует
вопросы. Каждому из этих видов интервью присущи свои преимущества и недостатки. Так,
использование стандартизированного интервью сводит до минимума ошибки при формулировании
вопросов, и в итоге полученные данные более сравнимы друг с другом. Однако несколько
«формальный» характер опроса затрудняет контакт между интервьюером и опрашиваемым.
Нестандартизированное интервью, позволяя задавать дополнительные вопросы, обусловленные данной
ситуацией, по форме приближается к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Основной
недостаток такого интервью состоит в трудностях сопоставления полученных данных вследствие
вариаций в формулировках вопросов.
Многими достоинствами двух указанных видов личного опроса обладает
полустандартизированное или «фокусированное» интервью, в котором
используется так называемый
«путеводитель» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Исходным
пунктом такого интервью является включение будущих респондентов в ситуацию, основные
компоненты которой до этого проанализированы исследователем. Например, группа лиц просматривает
кинофильм или телепрограмму, участвует в социально-психологическом эксперименте.
Предварительный исследовательский анализ позволяет составить «путеводитель интервью», вопросы
которого фокусированы на впечатлениях людей, помещенных в данную ситуацию. Основные вопросы
должны быть заданы каждому опрашиваемому. Необязательные вопросы (подвопросы) используются
или исключаются интервьюером в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Эта
методика дает интервьюеру возможность различных вариаций в рамках «путеводителя». Полученные
таким образом данные более сопоставимы.
Выбор исследователем того или иного варианта интервью зависит от уровня изученности
проблемы, целей исследования и его программы в целом. Применение стандартизированного интервью
целесообразно в том случае, когда необходимо опросить большое количество людей (несколько сотен
или тысяч) и затем подвергнуть полученные данные статистической обработке. Нестандартизированное
интервью часто используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное
знакомство с изучаемой проблематикой.
Разнообразные по содержанию вопросы, используемые в анкетах и интервью, можно разделить
Hosted by uCoz