Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 541 
Next page End  

на несколько типов.
1. Вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности и социальном положении
опрашиваемого. Это вопросы о возрасте, образовании, профессии, должности, доходе, заработной плате
и т. п.
2. Вопросы, выявляющие факты поведения в прошлом или настоящем. Имеются в виду вопросы
о тех или иных действиях как самого опрашиваемого, так и других лиц.
3. Вопросы, выявляющие мнение о фактах, отношениях, мотивы и нормы поведения. Получение
достоверной информации в ответ на эти вопросы является наиболее трудным делом. Не секрет, что
возможно существенное различие между ответом опрашиваемого на вопрос, что он сделал бы в такой-
то ситуации, и его действительным поведением.
4. Вопросы, выявляющие интенсивность мнений и отношений. Здесь возможна оценка
интервьюером глубины чувства опрашиваемого по интонации его ответов, репликам, мимике,, а также
самооценка опрашиваемого относительно того, является ли его мнение сильным или слабым.
Все вопросы, используемые в интервью и анкетах, подразделяются на открытые (неструктурные)
и закрытые (структурные). Первые не дают опрашиваемому никакого руководства ни в отношении
формы, ни в отношении
содержания его ответов; вторые предлагают сделать выбор лишь из числа
указанных вариантов ответа. Имеется ряд правил, которые необходимо учитывать при формулировании
вопросов и определении их последовательности. Известно, что многие люди не хотят обсуждать в
интервью дискуссионные вопросы или отвечать на них в анкете, давать о себе информацию слишком
личного характера, выражать свои отношения, зная, что их могут не одобрять. Поэтому ответы на
вопросы, заданные в прямой форме, порой свидетельствуют о том, что опрашиваемые находят
приемлемым сказать в данной ситуации, а не о том, что они думают на самом деле. Кроме того, далеко
не все аспекты личного отношения опрашиваемого к какому-либо явлению всецело им осознаются.
Нередко опрашиваемый затрудняется с ответом при самостоятельном анализе своих установок,
желаний, настроений, мнений. В подобных случаях исследователю могут помочь косвенные приемы
получения информации, то есть такие, истинные цели которых замаскированы для опрашиваемого.
Имеются в виду специальные формы вопросов, различного рода тесты. Интервьюер должен стремиться
к созданию ситуации, в которой опрашиваемый побуждался бы к искренним ответам. Главное условие
успешного интервьюирования — создание дружеской атмосферы. При этом важно, чтобы интервьюер
постоянно сохранял нейтральную позицию в процессе интервью. Ему нельзя обнаруживать своего
собственного отношения к предмету исследования.
Что касается специфики заочного опроса (анкетирования), то к нему наиболее целесообразно
прибегать в тех случаях, когда необходимо: а) выяснить отношения людей к острым дискуссионным
или интимным вопросам; б) опросить большое число людей (от сотен до нескольких тысяч) в
сравнительно небольшой срок, особенно в тех случаях, когда они расселены по обширной территории.
Существует несколько способов проведения заочного опроса: а) рассылка анкетных бланков по почте;
б) распространение анкет, напечатанных в газетах и журналах, вместе с этими изданиями; в) вручение
анкет опрашиваемым по месту их работы или жительства.
Выбор между методами интервью и анкеты зависит от уровня изученности проблематики, целей
исследования и его программы в целом. Анкетирование нельзя проводить, не имея определенных
рабочих гипотез. Метод интервью менее требователен в этом отношении. Он может быть эффективным
даже при недостаточно четко сформулированных гипотезах исследователя. Преимущество
нестандартизированного интервью — получение более глубокой информации, гибкость опроса.
Недостаток — сравнительная узость охвата опрашиваемых. Массовый стандартизированный опрос
путем анкеты дает репрезентативные (представительные) результаты, но в более узкой сфере проблем.
Сочетание анкетирования и интервью является одной из наиболее плодотворных методик опроса, так
как она, наряду с охватом большого числа
опрашиваемых, в сравнительно короткий срок позволяет
получать материал и для глубокого анализа.
Анализ документов. Этот метод широко применяется в социальных исследованиях. В его основе
лежит соответствующее использование информации, которая представлена в каком-либо тексте
(рукописном или печатном), на фото или кинопленке, магнитной ленте и т. д.
В качестве объекта исследовательского анализа могут выступать как официальные, так и
неофициальные документы. Это деление обусловлено статусом источника документации. В первом
случае речь идет о материалах, полученных из официальных организаций. К ним относятся документы
государственных органов, хозяйственных и финансовых учреждений, данные государственной и
ведомственной статистики, материалы судебных дел, протоколы и решения тех или иных партий.
Hosted by uCoz