Navigation bar
  Print document Start Previous page
 109 of 541 
Next page End  

«Польский крестьянин в Европе и Америке». Их произведение состояло из пяти томов, выходивших в
свет с 1918 по 1920 гг. в США. Исследовательский анализ обнаружил сильное влияние социальной
группы на поведение ее членов. Тогда Томас и Знанецкий определили социальную психологию как
«научное исследование установок». С тех пор изучение установок прочно вошло в основную
проблематику западной социальной психологии.
В течение последних десятилетий большое распространение получил метод изучения
документов, получивший название контент-анализ (или анализ содержания). Суть этого метода
состоит в выделении сравнительно постоянных элементов текста, затем систематической фиксации
данных элементов (единиц изучаемого содержания) с последующей квантификацией, то есть
количественным выражением качественных признаков. В итоге выявляется частота использования
данных элементов в тексте, что в сочетании с качественным анализом позволяет делать
соответствующие выводы об их значимости для автора сообщения, определять его цели,
направленность на ту или иную аудиторию и т. д.
Необходимой предпосылкой количественного анализа документов является анализ
качественный. Исследователь выделяет единицы анализа в соответствии с целями исследования. При
этом необходимо различать единицу счета, то есть элементы текста, которые подлежат подсчету
(количественные) и смысловые единицы, или категории анализа (качественные). Так, если объектом
анализа является текст, то единицей счета может быть слово, предложение, параграф, тема. Выбор
соответствующих категорий анализа также обусловлен замыслом исследователя». При анализе текста
это могут быть, например, категории «за», «против», «нейтрально», «выгодно — невыгодно», «хорошо
— плохо», различные ценности. Единица анализа может совпадать или не совпадать с единицей счета.
Очень важно определить категории анализа как можно более точно, так как в случае, если в анализе
документов занято несколько человек, это минимизирует возможные искажения, обусловленные их
субъективизмом.
Основы контент-анализа были разработаны американскими социологами Лассуэллом и
Берельсоном. В качестве метода социальных наук контент-анализ начинает широко использоваться с
20-30-х гг. XX века в США. Первоначально этот метод получил распространение в сферах
журналистики и литературоведения. Подсчитывалась и анализировалась частота употребления
определенных слов, терминов, частей речи. Особенно широкое применение получил контент-анализ в
США при изучении различных сторон массовой коммуникации, в частности, с целью выяснения
эффективности пропаганды. Так,
Лассуэлл предложил ставшую классической при анализе массовых
коммуникаций формулировку, согласно которой «акт коммуникации» рассматривается по мере ответа
на вопросы: «Кто говорит? Что говорит? Кому? Как? С каким результатом?» В период Второй мировой
войны контент-анализ на Западе стал использоваться в разведывательных и пропагандистских целях.
Так, эксперты Би-Би-Си (Лондонского радио) обрабатывали сообщения нацистской пропаганды и
предсказывали развитие событий, как в области внутренней, так и внешней политики на основе анализа
данных сообщений. Лассуэлл произвел контент-анализ текстов газеты «Истинный американец»,
выходившей в то время в США, и убедительно доказал, что, судя по содержанию ее материалов, эта
газета является профашистской. Заключение исследователя послужило основанием для ее запрещения.
У нас контент-анализ получил распространение с конца 60-х гг. XX века. В качестве примеров
можно привести анализ материалов газеты «Известия», проведенный Барановым, с целью выявления
«доли» апелляции к субъективным интересам; исследования Алексеева, также посвященные анализу
содержания массовой периодической печати; изучение Грушиным уровня информированности
населения по проблемам, выявленным путем анализа сообщений, передаваемых через газеты и другие
средства массовой коммуникации.
Исследования содержания различных произведений литературы и искусства, проведенные
Семеновым, показали возможности использования метода контент-анализа при изучении эстетической
коммуникации для получения данных об авторах художественных произведений как представителях
определенных социально-профессиональных и демографических групп (прежде всего в плане
социальной перцепции). Результаты анализа содержания художественной прозы показывают, что
подобный анализ может использоваться с целью формулирования гипотез о различных социально-
психологических явлениях. Так, изучая образы брака и любви в прозе молодежных журналов, Семенов
выявил различные типы совместимости и несовместимости супругов, которые могут быть
использованы в качестве гипотетических в исследованиях успешности брака. При этом писатели могут
квалифицироваться как специфически одаренные наблюдатели и эксперты в сфере интуитивного
познания социально-психологических явлений.
Hosted by uCoz