Navigation bar
  Print document Start Previous page
 114 of 541 
Next page End  

Порой та или иная роль навязывается человеку со стороны других членов группы. Часто это
обусловлено не только индивидуальными особенностями данного человека, но главным образом его
положением в группе. Например, ученик в производственной бригаде может рассматриваться другими
ее членами как объект всевозможных шуток и розыгрышей. Однако роли, которые человек выполняет в
тех или иных группах, подвержены изменениям. Бывший ученик, вырастая до уровня
высококвалифицированного рабочего, прекращает свое пребывание в роли «козла отпущения»,
приобретая другую неофициальную роль, как следствие его нового, более высокого социального
статуса.
Выполнение социальных ролей. Для успешного овладения той или иной социальной ролью и
ее выполнения человеку прежде всего необходимы знания о содержании данной роли. Что требуется от
него как носителя этой роли? Что нужно или можно делать и чего делать ни в коем случае нельзя?
Начиная с раннего детства, личность в процессе социализации получает от окружающих ее людей
(родителей, воспитателей, учителей, товарищей, сверстников, других взрослых) определенные знания о
содержании различных ролей — официальных и неофициальных. Ребенку объясняют, как следует вести
себя дома, на улице, в общественном транспорте, в гостях, на экскурсии, в театре. Информацию о
ролевом поведении человек также получает, наблюдая за другими людьми. Свою лепту в эти знания
вносят средства массовой коммуникации. При поступлении в школу, училище, вуз, на работу или на
службу в армию новичка знакомят с правилами внутреннего распорядка, с требованиями,
предъявляемыми к его новой социальной роли. В одних случаях эти требования изложены самым
общим образом, в других — сравнительно
детализированы. Последнее чаще всего относится к
профессионально-функциональным ролям, т. е. тем, которые выполняются в организациях различного
типа — производственных, транспортных, военных, финансовых и др. Такие роли определяются
должностными инструкциями, в которых указаны основные задачи данного работника, его обязанности
и права, степень ответственности, официальные взаимосвязи с другими членами организации по
вертикали и горизонтали, основные требования к его профессиональным знаниям и навыкам.
Нечеткость должностных инструкций различных категорий работников (и рядовых, и
руководящих) негативным образом сказывается на их психическом состоянии, вызывая фрустрации и
провоцируя конфликтные ситуации. Не способствует это и эффективности труда. Только герою русских
сказок, получавшему неопределенные ролевые предписания («пойди туда — не знаю куда, принеси то
— не знаю что»), удавалось успешно справиться со своей задачей. Однако даже полное знание
требований, относящихся к какой-либо социальной роли, — лишь первый шаг на пути ее выполнения.
Такое знание само по себе еще не вызывает у человека желания немедленно действовать указанным
образом. Между прочим, главное заблуждение Сократа заключалось именно в том, что он провозглашал
тождественность знаний, имеющихся у человека, и его поведения. По мнению великого философа, если
человек будет знать, что такое добро, то и вести себя станет добродетельно. Жизнь показывает, что это
далеко не так.
Ролевое поведение личности обычно рассматривается как функция двух основных переменных
— социальной роли и «Я». Психологи определяют «Я» как проявление самосознания личности, как
продукт выделения человеком самого себя из окружающего мира и противопоставления ему (не-«Я»).
На основе взаимодействия личности с другими людьми формируется «Я»-концепция — представление
индивида о самом себе. Это представление основано в значительной степени на том, как другие люди
определяют наше положение в обществе и как они оценивают наше поведение применительно к этому
положению. «Я»-концепция во многом обусловлена тем, как индивид выполняет свои социальные роли.
С другой стороны, овладение личностью какой-либо новой для нее социальной ролью обусловлено
особенностями ее «Я»-концепции. Качество выполнения человеком определенной роли во многом
зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и
усваивается, иначе говоря интернализуется. Об интернализованной социальной роли можно говорить
тогда, когда требования извне, предъявляемые к индивиду, занимающему ту или иную позицию,
становятся его собственными требованиями к самому себе.
Таким образом, следующий этап овладения индивидом какой-либо ролью — ее интернализация.
При этом подразумевается не просто согласие с требованиями
роли, но осознание их, моральная
готовность личности принять данную роль. Поэтому есть психологическая мудрость в английской
поговорке: «Самое трудное — понять, в чем состоит твой долг, тогда выполнить его значительно
легче». Успешность интернализации индивидом роли всецело зависит от его «Я»-концепции. Если
понимание индивидом своей роли согласуется с его «Я»-концепцией, то ролевые предписания
подкрепляются соответствующими требованиями личности к себе. На этой основе появляются
Hosted by uCoz