Navigation bar
  Print document Start Previous page
 116 of 541 
Next page End  

стресса.
В литературе по организационной психологии отмечается и явление ролевой недогрузки, также
приводящее к одной из форм ролевого конфликта. Конфликт возникает, когда индивид считает, что его
ролевые обязанности не позволяют ему в полной мере продемонстрировать свои способности.
Подобное психическое состояние бывает свойственно выпускникам вузов, пришедшим на
производственное предприятие. Молодой специалист может иметь высокий уровень притязаний в
отношении творчества и самореализации, но получать только рутинные задания. В подобном случае
ролевой конфликт оказывает негативное влияние на «Я»-концепцию, в частности, на самооценку
личности.
Подведем некоторые итоги изложенному выше материалу о выполнении личностью социальных
ролей. Важными предпосылками их успешного выполнения являются знания индивидом содержания
своей социальной роли, ее интернализация (согласие с ее требованиями), соответствие ролевых
предписаний «Я»-концепции личности. К этому следует добавить необходимость соответствующих
мотивов. Именно мотивация является той внутренней побудительной силой, которая направляет людей
к выполнению определенных социальных ролей.
Взаимовлияние личности и социальной роли. Хотя в целом поведение каждой личности
складывается из отдельных действий в рамках социальных ролей, роль, как таковая, существует
отдельно от личности, выполняющей ее. Конечно, любая личность обычно привносит индивидуальное
своеобразие в процесс выполнения социальной роли. Ее интересы, установки, убеждения могут
проявляться при этом явно или неявно. Порой индивид даже стремится подчеркнуть свою
независимость от роли, демонстрируя так называемую ролевую дистанцию.
Проблема соотношения психических свойств личности и ее ролевого поведения сложна и мало
изучена. Порой можно наблюдать непохожие образцы поведения различных людей, выступающих в
одинаковой роли. При этом все эти люди могут достаточно успешно справляться с данной ролью.
Иногда у человека доминируют одни и те же свойства при выполнении различных социальных ролей. В
других случаях человек при выполнении одной роли будет внешне полной противоположностью себе
самому в другой роли. Так, человек серьезный и сдержанный на работе среди своих сослуживцев,
может оказаться балагуром и весельчаком в компании близких друзей. Однако не только личность со
своими особенностями влияет на весь ход выполнения социальной роли, имеется и обратное влияние
роли на личность в целом и, в частности, на ее «Я»-концепцию. Возьмем, например, человека,
занимающего большой государственный пост, окруженного помощниками, секретарями, охраной и
постоянно находящегося в центре внимания, где бы он ни оказался. Постепенно этот человек настолько
привыкает к своему положению,
знакам уважения со стороны других людей, что это отражается и на
его самовосприятии, неадекватно завышает самооценку.
Герой повести Твена «Принц и нищий», мальчик Том из бедной семьи, волею случая оказался в
роли английского принца. Писатель хорошо показывает, как бывший нищий постепенно привыкал к
своему новому положению, и «королевское звание ему все больше нравилось». Том увеличил число
слуг при дворе, заказал себе новые наряды и стал содрогаться при мысли о встрече с кем-либо из своих
родных, пребывающих в нищете, потому что они могли узнать его. Продолжительное выполнение
индивидом какой-либо роли способствует более яркому проявлению одних свойств личности и
маскировке других. Это особенно хорошо заметно на примере профессиональных ролей. Имеются
исследования, показывающие, как свойства личности, сформировавшиеся в процессе выполнения ею
профессиональной роли, становятся чертами характера и начинают проявляться во всех других сферах
жизнедеятельности данной личности. Так, Платонов и Гуревич употребляют в своих работах такие
понятия, как «профессиональный характер» и «профессиональный тип личности», подчеркивая тем
самым формирующее влияние профессиональной роли на личность.
Важным показателем освоения профессионально-функциональной роли является состояние
адаптированности личности к социально-производственным условиям труда. Адаптация основывается
не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с
окружающей средой, представляя собой неразрывное единство тех и других форм связи.
В ходе адаптации складывается соответствующий индивидуальный стиль деятельности
личности, что позволяет ей выполнять с определенным успехом свою профессионально-
функциональную роль (Климов). Порой высокая степень интернализации профессиональной роли и ее
продолжительное выполнение могут приводить к так называемой «профессиональной деформации»
личности. Имеются в виду такие случаи, когда профессиональные стереотипы действий, отношений
становятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях
Hosted by uCoz