Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 541 
Next page End  

выйти за рамки сложившихся стереотипов, перестроить свое поведение сообразно изменившимся
условиям. Примером является бухгалтер, который систематически составляет, учитывая буквально
каждую копейку, бюджет своей семьи. Порой у следователей в такой степени развивается недоверие к
людям и подозрительность, что многие окружающие начинают казаться им потенциальными
преступниками. В подобных случаях минимизируется ролевая дистанция между личностью и ее
профессиональной ролью. Последняя в известном смысле «завладевает» личностью, определяя ее
поведение и в других социальных ролях. Об этом свидетельствует, например, эксперимент Гомелаури, в
котором испытуемыми выступали прокуроры и адвокаты, то есть лица, выполняющие, в известном
смысле, противоположные профессиональные роли. Задача, поставленная перед ними, состояла в том,
чтобы оценить различные поступки (правонарушения) сначала с позиции роли, присущей самому
испытуемому, а затем — противоположной. Обнаружилось, что некоторые испытуемые не принимали
заданий, заключающихся в оценке поступков с чуждых им позиций. Сложившиеся профессиональные
установки становились барьером для принятия новой роли даже в воображаемой ситуации.
Деформирующее влияние профессиональной роли на личность порой наблюдается у педагогов. Так,
Кон отмечает, что выработанная в школе дидактическая, поучающая манера многих учителей нередко
проявляется и в сфере их личных отношений. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их
более понятными в процессе обучения детей, может порождать прямолинейность, негибкость
мышления учителей.
Проблема «профессиональной деформации» мало изучена, хотя представляет значительный
интерес и в теоретическом, и в прикладном плане. Исследования этого феномена должны проводиться
на стыке психологии труда и дифференциальной психологии, поскольку закономерно возникает вопрос
о соотношении индивидуальных различий работников с их подверженностью «деформирующим»
воздействиям профессиональной роли.
Влияние социальных норм на личность. Давно замечено, что личность, будучи членом тех или
иных социальных групп, обычно строит свою деятельность прежде всего с учетом взглядов,
существующих в данных группах и в обществе в целом. Эти взгляды обусловлены ценностями и целями
групп и находят свое выражение в определенных правилах и стандартах поведения, иначе говоря, в
социальных нормах. Нормы могут влиять не только на действия личности, поддающиеся
непосредственному наблюдению, но и на такие порой нелегко распознаваемые психические явления,
как, например, установки. Так, принадлежность к какой-либо группе способствует формированию и
фиксации соответствующих установок у ее членов. Причем часто человек даже не осознает, что,
поступая так или иначе, он делает это именно под воздействием общегрупповых взглядов. Групповые
нормы выступают в качестве одного из регуляторов поведения личности не только в пределах данной
группы, но и при взаимодействии члена группы с представителями других социальных групп.
Социальные нормы любых групп выражаются в соответствующих правилах и выступают:
а) как средство ориентации поведения каждой личности в определенной ситуации;
б) как средство социального контроля за поведением личности со стороны данной общности
людей.
Те или иные социальные нормы присущи всяким группам — большим (социальные слои,
этнические общности) и малым, формальным и неформальным. Английский психолог Аргайл выделяет
следующие виды норм в малых группах.
1. Нормы относительно задачи (например, метод, скорость и стандарт работы в
производственной бригаде).
2. Нормы, регулирующие взаимодействие в группе, которые прогнозируют поведение других,
предотвращают конфликты и гарантируют справедливое распределение вознаграждений.
3. Нормы относительно установок и убеждений (например, взгляды экспертов групп
принимаются, мнения других членов сверяются с ними, а не с реальностью, что может быть более
трудным для группы).
Социальные нормы малых групп могут соответствовать или, наоборот, противоречить нормам
общества в целом. Когда человек оказывается в какой-либо малой группе, то, общаясь с ее членами, он
получает информацию о ценностях данной группы, ее обычаях, традициях, ритуалах и прочих правилах
поведения. Такие знания необходимы ему для понимания действий других членов группы и коррекции
собственного поведения. При этом индивид подвергается воздействию различных групповых санкций в
ответ на свое поведение.
Групповые нормы предусматривают позитивные санкции (похвала, моральные и материальные
вознаграждения) по отношению к тем, кто следует им, и негативные санкции для тех, кто отступает от
Hosted by uCoz