Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 541 
Next page End  

возлагается на всех членов группы.
Порой группа может склоняться к самым необоснованным решениям. Особенно это характерно
для групп с большой степенью сплоченности. Иногда члены группы в такой степени стремятся к
консенсусу (полному единогласию при принятии группового решения), что игнорируют реалистические
оценки своих решений и их последствий. Члены подобных групп могут обладать высоким социальным
статусом и значимость их решений бывает исключительно велика для многих людей. Единодушие
нередко торжествует победу над взвешенным критическим подходом к проблеме. В итоге, достигая
консенсуса, члены группы принимают неэффективное решение. Американский психолог Джанис назвал
это явление «огрупплением мышления». Среди его симптомов — иллюзия неуязвимости членов группы
и анонимности решения, чрезмерный оптимизм, склонность к риску. При этом группа обсуждает
минимальное число альтернатив. Возможный риск последствий решения, к которому склоняются в
группе, не рассматривается. Экспертные мнения совсем не принимаются в расчет. Игнорируются также
все факты и мнения, не поддерживающие групповую точку зрения. Члены группы проявляют
самоцензуру в отношении любого отклонения от явного консенсуса. Таким образом, чем больше
проникнуты члены группы духом единства, тем сильнее опасность, что независимое, критическое
мышление будет замещено «огрупплением».
Решения, принятые той или иной реальной группой, на практике всегда имеют социальный
характер. В этих решениях неизбежно отражаются цели, ценности и нормы соответствующих
социальных групп.
Руководство и лидерство. Одной из сторон разделения труда в любой организации является
наличие руководителей и руководимых. В любой сравнительно сложной организации можно
обнаружить целую иерархию руководителей различных управленческих рангов. В простой организации
— на уровне малой группы — имеется по крайней мере один руководитель. Понятие «руководство»
широко используется в литературе по управлению организациями. Этот термин образован из двух слов:
«рука» и «водить». Но его смысл совсем не в том, что руководить — это «водить рукой» (например,
подписывая документы). «Собирающая» — вот первоначальное значение слова «рука» в славянских
языках. Руководить — это значит собирать, объединять людей и направлять их движение к
определенной цели. Успешный труд совместно работающих людей невозможен без соответствующей
организации и направления их действий.
Термин «лидерство» происходит от английского слова «leadership», что означает и руководство,
однако отечественные авторы иногда выделяют руководство и лидерство как два различных явления,
присущих организованным (в той или иной степени) общностям. Основное их различие состоит в
следующем. Взаимодействие руководителей и руководимых ими людей осуществляется в системе
административно-правовых отношений той или иной официальной организации. Что касается
взаимодействия лидеров и ведомых, то оно может происходить как в системе административно-
правовых, так и морально-психологических связей между людьми. Если первые являются необходимым
признаком любой официальной организации, то вторые возникают спонтанно как следствие
взаимодействия людей и в официальных, и в неофициальных организациях. Таким образом, в одном и
том же акте взаимодействия двух сотрудников какой-либо организации или учреждения иногда можно
наблюдать одновременно и отношения руководства, и отношения лидерства, а иногда только один из
этих видов отношений.
Явление лидерства привлекает внимание исследователей с незапамятных времен. К наиболее
ранним попыткам построения теории лидерства относятся поиски специфических черт личности,
присущих лидерам. При этом считается, что человек проявляется как лидер вследствие своих
исключительных физических или психологических характеристик, дающих ему определенное
превосходство над другими. Сторонники указанного подхода основываются на предпосылке о том, что
некоторые люди «рождаются лидерами», в то время как другие, оказавшись даже в роли официальных
руководителей, никогда не смогут достигнуть успеха. Истоки таких теорий можно найти еще в трудах
философов Древней Греции и Рима, которые рассматривали исторический ход событий как результат
действий выдающихся людей, призванных руководить массами в силу своих природных качеств.
В XX в. психологи, находившиеся на позициях бихевиоризма, стали склоняться к мысли о том,
что черты лидера нельзя считать всецело врожденными и потому некоторые из них можно приобрести
посредством обучения и опыта. Проводились эмпирические исследования с целью выявления
универсальных черт, которые должны быть свойственны лидерам. Анализу подвергались как
психологические черты лидеров (интеллект, воля, уверенность в себе, потребность в доминировании,
общительность, способность к адаптации, сенситивность и др.), так и конституциональные (рост, вес,
Hosted by uCoz