Navigation bar
  Print document Start Previous page
 146 of 541 
Next page End  

возможном источнике движения. Сочинения Галена были настольной книгой врачей вплоть до XVII в.
Воззрения античных врачей базировались на различных течениях идеалистической философии того
времени (гностицизме, иудейско-александрийской философии, неоплатонизме, патристике и др.), в
которых душа отождествлялась с жизненным началом — в сферу душевных феноменов включались все
процессы, обеспечивающие слаженную работу организма.
Следующим, довольно длительным периодом, являлись Средние века, пронизанные
безудержным мистицизмом и религиозным догматизмом, гонениями
на естествоиспытателей и
кострами инквизиции. Вначале связь с античным миром была достаточно сильна. Обучение строилось
на основе античной философии и естественнонаучных достижений Гиппократа, Галена, Аристотеля.
Затем знание приходит в упадок, наступают времена мистики и каббалистики, расцветает алхимия и
вплоть до XIII в. длятся «темные» годы. Психология в Средние века приобретает этико-теологический
характер, опираясь на томистскую философию Фомы Аквинского. Развитие представлений о психике в
этот период резко замедлилось. Вместе с тем на Востоке накапливались знания об анатомо-
физиологических особенностях человеческого организма как основе душевной жизни. После падения
Александрии, в библиотеках которой хранились рукописи греко-римской медицины, ученые и врачи
нашли приют в Персии, вскоре завоеванной арабами. Таким образом остатки вывезенных рукописей
попали к арабским ученым, и с середины VII в. в науке стали распространяться идеи воскресшего
эллинизма. В трудах Авиценны (Ибн-Сины), Альгазена, Аверроэса (Ибн-Рушда) акцент ставился на
обусловленности психических качеств и их расстройств естественными причинами, подчеркивалась
зависимость психики от условий жизни и воспитания.
С XIV в. в Италии начинается новая эпоха Возрождения, характеризующаяся деятельностью
великих гуманистов Данте, Петрарки, Бокаччо. Их творчество приводит вновь, как в античности, к
«открытию» Человека. Изобретение книгопечатания Гутенбергом в Германии (XV в.) осветило путь
гуманизма к реализации своей просветительской задачи. Открытия Коперника, Бруно, Галилея
находились у истоков классической науки Нового времени. Бурно развивались медицина, анатомия и
физиология в разных странах Европы. Парацельс представил новый взгляд на природу человеческого
организма и методы лечения болезней. Анатомическая школа Везалия, пришедшая на смену анатомии
Галена, в поисках материального субстрата психических процессов, детально описала плотное вещество
мозга, что позволило исследователям того времени вновь вернуться к представлениям о неделимости
психического. Немецкие схоласты Гоклениус и Кассман впервые ввели в научное обращение термин
«психология» (1590). Возросший интерес к психологическим явлениям обеспечил фактическую базу
для более поздних успехов психологического анализа Бэкона и Декарта.
Английский философ Бэкон отказался от изучения общих вопросов, связанных с природой
возникновения души, и сконцентрировал свои научные усилия на эмпирическом описании ее
процессов. Отказ от изучения души как особого предмета и переход к исследованию душевных
процессов готовили предпосылки для становления новых взглядов на сознание и отмирание науки о
душе.
В это же время французским философом и математиком Декартом, занимавшимся
физиологическими исследованиями, разрабатывается понятие о рефлексе (хотя самого термина еще не
было). По его схеме, взаимодействие организма с окружающими телами опосредуется нервной
машиной, по сути — автоматом, состоящим из мозга как центра и «нервных трубок», расходящихся от
него. Внутри каждой из трубок находится натянутая нить, сокращающаяся, когда на ее периферический
конец воздействует какой-то внешний предмет. В результате открываются клапаны,
благоприятствующие перемещению «животных духов» от мозга к мышцам и сокращение последних.
Душа соединена со всем телом, и, особенно — с небольшой шишковидной железой, находящейся в
середине мозга. Эта железа улавливает малейшие движения живых духов и даже может под
воздействием впечатлений направлять их к мышцам. Таким образом действия внешних предметов на
окончания нервов признавались приоритетными в качестве причины двигательных актов. Впервые
источником возникновения психического становится стимул, вынесенный за пределы организма.
Спиноза, развивая монистическое учение о субстанции, преодолел дуализм Декарта и на основе
своих идей оригинально подошел к проблеме познания и аффектов. Он различал три рода познания —
абстрактные понятия отдельных вещей, общие идеи о существенных свойствах вещей и интуитивное
познание, при котором существенное и индивидуальное выступают в их подлинном единстве в форме
конкретных идей. Тем самым Спиноза наметил движение познания от абстрактного к конкретному. Он
же выделил три основных аффекта — желание, удовольствие и неудовольствие. Аффекты различаются
в зависимости от объектов, со стороны которых человек подвергается воздействиям. Из этих первичных
Hosted by uCoz