Navigation bar
  Print document Start Previous page
 148 of 541 
Next page End  

опытному изучению. Исследования Гельмгольца были развиты и дополнены работами Дондерса и
Экснера и оказали значительное влияние на выделение психологии в самостоятельную область знания,
так как, во-первых, психика теперь признавалась реальностью, вплетенной в сложную систему
взаимодействия между стимулами внешнего мира и ответной деятельностью организма и, во-вторых,
появились возможности разработки методов, способных перевести эту реальность в научные понятия и
модели. В это же время Сеченовым был дан значительный толчок развитию рефлекторной концепции
после открытия им механизмов центрального торможения. Это открытие привело его к важнейшему
выводу о рефлекторной природе психики. Опубликованные в 1863 г. «Рефлексы головного мозга»
явились основой развития русской физиологии и науки о поведении в дальнейшем. В середине XIX в.
широкое распространение в биологии и медицине получила концепция основателя современной
патологической анатомии немецкого ученого Вирхова о так называемой целлюлярной патологии —
несколько одностороннем представлении о роли отдельных клеток в жизнедеятельности организма.
Вирхов утверждал, что любой патологический процесс является суммой нарушений, происходящих в
каждой клетке. Несмотря на известную механистичность, эти идеи послужили толчком для различных
исследований клеточной структуры мозга и мозговой коры. В 1861 г. французский анатом и хирург
Брока, выступая на Парижском антропологическом обществе, представил материалы изучения двух
больных с потерей речи, обратив внимание на ее связь с поражением нижней лобной извилины левого
полушария. Вызвав горячую дискуссию, эти наблюдения стимулировали исследования по локализации
функций в коре головного мозга, в том числе связанные с раздражением отдельных участков мозга
электричеством. Благодаря работам Брока возник клинический метод изучения структуры мозга. В 1874
г. немецкий психиатр Вернике описывает 10 больных с нарушениями понимания обращенной речи,
имеющих локализацию очага поражения в задних отделах верхней височной извилины также левого
полушария. Конец прошлого века ознаменовался и другими успехами локализационистов, полагавших,
что ограниченный участок мозга может являться «мозговым центром» какой-либо психической
функции: было замечено, что поражение затылочных отделов мозга вызывает нарушения зрительного
восприятия, а поражения теменной области — потерю способности правильно строить предметное
действие. Позднее возникает мысль, что в коре головного мозга можно выделить «центр письма»,
«центр счета» и др.
Одновременно в качестве контраргумента появляются работы другого плана, указывающие на
неполноту потери тех или иных психических функций при локальных поражениях мозга, обратимый
характер их нарушений, на связь их масштабности с общей потерей массы мозга. Так, известный
английский невролог Джексон, проанализировавший имевшиеся к тому времени противоречия в
исследованиях потери речи, на основе динамического подхода выдвигает идею о трехуровневой
организации работы центральной нервной системы. По его представлениям, никакая психическая
функция не является результатом деятельности ограниченной группы клеток мозга, а имеет сложную
«вертикальную» организацию: первый низший уровень представлен стволовыми отделами мозга,
средний уровень — двигательными и сенсорными отделами коры, а высший — его лобными отделами.
Важнейшим выводом из этого несколько устаревшего к сегодняшнему дню, но опережавшего свое
время взгляда, являлась невозможность прямого отождествления локализации симптома с локализацией
функции.
Развитие науки середины XIX в. привело к стремительным изменениям представлений о живой
природе, о функциях организма, в том числе психических, как в норме, так и в патологии. Этим
изменениям в психологии вообще и в зарождающейся научной медицинской психологии в частности
способствовали также глобальные научные открытия в Европе: теория Дарвина в Англии, раскрывшая
законы эволюции; учение о механизмах саморегуляции Бернара во Франции, определившее понятие
гомеостаза; достижения физико-химической школы в Германии, по-новому представившие основы
жизни; открытие механизма центрального торможения Сеченовым в России, радикально изменившее
общую картину динамики процессов высшей нервной деятельности.
Изменились общие представления об организме. Теперь отдельный организм воспринимался как
целостность, противостоящая среде и взаимодействующая с ней. Начал формироваться системно-
детерминистский подход в изучении человека и его психических процессов. Во второй половине XIX в.
научные методы стали привычным инструментом в исследованиях психических явлений, особенно в 70-
х — 80-х гг. В 1879 г. в Лейпциге Вундтом была организована первая в мире экспериментально-
психологическая лаборатория. Вундт стал основоположником психологии как формальной
академической дисциплины. Его труд «Основания физиологической психологии», вышедший в 1874 г.,
положил начало психологии как самостоятельной науки. За годы научной и преподавательской
Hosted by uCoz