Navigation bar
  Print document Start Previous page
 149 of 541 
Next page End  

деятельности Вундта 17000 студентов прослушали его лекции. Он учредил первый журнал по
психологии, открыл Институт экспериментальной психологии, основал свою научную школу, где
обучались и работали известные в дальнейшем ученые — Крепелин, Мюнстерберг, Кюльпе, Киршман,
Мейсман, Марбе, Липпс, Крюгер (Германия), Титченер (Англия), Скрипчур, Энджелл, Г. С. Холл,
Уитмер (США), Бехтерев, Чиж, Ланге (Россия), — многие из которых считаются основателями
клинической психологии. В первую очередь следует упомянуть Уитмера, который ввел понятие
клинической психологии, он организовал при Пенсильванском университете психологическую клинику
для отсталых и душевнобольных детей, разработал курс лекций по этой проблеме. Уитмер был одним
из первых членов Американской психологической ассоциации, организованной Ст. Холлом в 1892 г. и
являющейся самой влиятельной организацией психологов в мире и в наше время. В 1907 г. Уитмер
основал журнал «Психологическая клиника», в первом выпуске которого предложил новую
специализацию для психологов — клиническую психологию. Хотя Уитмер способствовал развитию
клинической психологии и вполне обоснованно пользовался этим термином, на самом деле это
направление было намного шире того, чем он занимался. Примеру Уитмера последовали многие
психологи. Уже к 1914 г. в США действовали почти два десятка психологических клиник по типу
уитмеровских. Последователи Уитмера применили его клинический подход к диагностике и лечению
нарушений у взрослых.
В Германии Крепелин внедрил в психиатрическую клинику психологический эксперимент уже в
начале 90-х гг. XIX в. Благодаря применению ассоциативного эксперимента он показал различия в
характере ассоциаций при шизофрении (F20-F29 по МКБ-10)
[Здесь и далее диагностические рубрики
приведены в соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10).]
и маниакально-депрессивном психозе (F31). Ему принадлежит попытка составления схем исследования
личности путем измерения ряда признаков: времени течения психических процессов, способности к
упражнению, способности восстанавливаться после утомления, глубины сна и др. Из подобных
исследований начала зарождаться новая область психологии — дифференциальная психология.
Введение психологического эксперимента для решения диагностических задач и классификации
душевных болезней открыло новый период в психиатрии — период Крепелина.
Ассоциативный эксперимент в диагностических целях широко использовал швейцарский
психиатр Блейлер, внимательно следивший за успехами экспериментальной психологии,
теоретическими взглядами на происхождение неврозов Фрейда. Благодаря этому Блейлер выделил
новую форму мышления — аутистическое мышление.
Немецкий психиатр Кречмер приобрел мировую известность своей работой о связи строения
тела и характера, в которой он развил учение о различии между прогредиентными процессами и
конституциональными состояниями. В 1922 г. он опубликовал первый учебник под названием
«Медицинская психология», в котором заложены методологические основы применения психологии во
врачебной практике.
Во Франции Бине, помимо экспериментальных исследований мышления, изучал людей с
выдающимися способностями, а также воображение, память и интеллект у детей. В 1896 г. он
разработал серию тестов для испытания личности. Настоящую известность ему принесла метрическая
шкала интеллектуального развития, разработанная в 1905 г. совместно с врачом Симоном с целью
отбора умственно отсталых детей из нормальной школы.
Большая заслуга принадлежала Рибо, основоположнику современной экспериментальной
психологии во Франции. Он называл патопсихологию естественным экспериментом самой природы.
Многие его труды были посвящены изучению болезней памяти, личности, чувств. Рибо отмечал, что
психология должна изучать конкретные факты психической жизни в их динамике. Идеи Рибо получили
дальнейшее развитие в работах его ученика Жанэ. Основным методом психологии он считал
клиническое наблюдение. Жанэ развивал эволюционные идеи об уровнях поведения. Все функции
психики в филогенезе и онтогенезе описывались в последовательности их становления. Поражением
того или иного уровня объясняли психические заболевания — так, при неврозе (F40-F48) это относится
к верхним этажам, а, например, при идиотии (F70-F79) поведение больного находится на стадии
рефлекторных действий. Позже, в 1923 г., он опубликовал свой труд «Медицинская психология», где
уделил много внимания вопросам психотерапии. Учениками Жанэ были Пьерон, Валлон и Пиаже —
основатели современной французской генетической психологии.
В ходе развития и совершенствования экспериментальной психологии индивидуальные различия
вначале считали помехой для
изучения наиболее общих законов сознания и психики, однако в
дальнейшем к ним начали обращаться взоры исследователей. Гальтон в Англии, Бине во Франции,
Hosted by uCoz