Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 541 
Next page End  

школьника.
Благодаря электронной микроминиатюрной технике, возникла возможность выхода
экспериментально-психологических исследований за пределы лаборатории. Экспериментально-
психологический метод, использующий портативную аппаратуру, сокращенные циклы
экспериментальных процедур и проведение исследования в естественных условиях, получил название
полевого эксперимента.
Лабораторный и естественный эксперимент могут быть констатирующими и формирующими.
Формирующий эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в изучаемое явление,
проектирование, моделирование и формирование психических процессов, состояний и свойств
личности. В настоящее время формирующий эксперимент чаще всего выступает как психолого-
педагогический, как метод экспериментального развивающего обучения и воспитания детей.
Психодиагностические методы направлены на выявление различий между людьми или
группами, объединенными по какому-либо принципу: возрасту, полу, образованию,
психофизиологическим особенностям, состояниям и др. Результатом использования
психодиагностических методов является постановка психологического диагноза. Одним из самых
распространенных
психодиагностических методов являются тесты. Тест
это проба или короткое
испытание. Главным требованием к тесту является стандартизация условий предъявления (поэтому в
каждом тесте всегда существует инструкция для пользователя и инструкция для испытуемого),
стандартизация тестового материала (это могут быть вопросы, задачи, рисунки и пр.), стандартизация
обработки результатов (при обработке используются специально разработанные для каждого теста
системы оценок и шкальных показателей). Обязательным признаком стандартизованного теста является
наличие системы нормативных показателей, что позволяет сравнивать индивидуальные результаты с
нормативными и определять место каждого испытуемого в ряду нормированных показателей (в
популяции). Стандартизация предъявления и обработки результатов обеспечивает независимость
результатов тестирования от экспериментальной ситуации и от личности исследователя, позволяет
сравнивать результаты, полученные разными исследователями, в конечном счете способствует
объективности, достоверности психологического диагноза. Среди стандартизованных тестов имеются
тесты успешности, психомоторные тесты, психовегетативные, тесты нейродинамических свойств, тесты
интеллекта, тесты профпригодности, стандартизованные вопросники.
Для психодиагностики свойств личности, ее характерологических черт, мотивов деятельности,
чаще всего применяют проективные тесты.
Характерным признаком проективных тестов является
неопределенность стимульного материала (это могут быть пятна различной конфигурации, картинки с
неопределенным содержанием, неоконченные предложения или неоконченный рассказ). Эти тесты
измеряют не отдельные функции, а модус личности. В реакциях на неопределенность стимульного
материала проецируются (проявляются) внутренние, часто неосознаваемые личностью, побуждения,
проблемы, скрытые мотивы. Работа с проективными тестами требует очень высокой квалификации
исследователя как при проведении исследования, так и при интерпретации полученных данных. При
использовании тестов необходимо учитывать предшествующие условия жизни и развития испытуемого,
уровень образования, степень заинтересованности и мотивации для решения тестовых заданий.
Беседа —
метод сбора данных о психических явлениях в процессе личного общения по
специально составленной программе. Беседа представляет собой дополнительную к
экспериментальным методам методику. В социальной психологии беседа выступает в качестве
самостоятельного метода интервью со своей специальной техникой сбора информации, принципами
градуирования ответов и шкалой оценок.
Анкетирование заочный опрос, к нему прибегают в случае, если нужно опросить большое
число людей в короткий срок. Анкетирование может носить
анонимный характер в случае, если оно
касается интимных или остро дискуссионных вопросов.
Изучение продуктов деятельности сбор и анализ результатов деятельности человека:
трудовой (изготовленные детали, проекты, картины); учебной (сочинение, учебные задачи, рефераты);
игровой (различные постройки, поделки). Используется также хронометраж рабочих или спортивных
движений, циклографический анализ трудовых действий.
Биографический метод сбор и анализ данных о жизненном пути человека. В биографическом
методе можно выделить 3 аспекта: биолого-биографический, заключающийся в изучении объективных
условий жизни, событий среды и поведения человека в этой среде; историю переживаний, эволюцию
внутреннего мира человека; историю творчества человека.
Особую группу методов составляют приемы обработки данных:
количественный, то есть
Hosted by uCoz