Navigation bar
  Print document Start Previous page
 150 of 541 
Next page End  

Кеттел и Ст. Холл в США, Крепелин и Штерн в Германии, Лазурский в России были первыми, кто
создавал психологию индивидуальных различий.
Огромный вклад в развитие клинической психологии внес психоанализ Фрейда, возникший в
начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями
психики, значительно продвинувший вперед психологическую теорию возникновения психических
расстройств, а также открывший путь психоаналитического лечения для психологов и врачей.
Психоанализ стал центральным течением глубинной психологии, основным предметом и общей
проблемой которой являются бессознательная психика и ее влияние на формирование личности. В
дальнейшем глубинная психология заняла одну из лидирующих позиций как крупное психологическое
направление с многочисленными последователями и талантливыми теоретиками в своих рядах.
В России экспериментальную психологию разрабатывали врачи-психиатры. В 80-х — 90-х гг.
XIX в. ими были организованы экспериментально-психологические лаборатории при психиатрических
клиниках. Бехтерев открыл вторую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию в
Казани в 1885 г., а затем ряд лабораторий в Санкт-Петербурге для исследования нервнобольных.
Сотрудниками этих лабораторий были разработаны методики экспериментально-психологического
исследования психически больных, некоторые из них используются в практике по сей день. Корсаков и
Токарский открыли психологическую лабораторию в психиатрической клинике при медицинском
факультете Московского университета; здесь велись разработки по изучению механизмов и расстройств
памяти и мышления, внесшие ценный вклад в психологическую науку. Психологические лаборатории
были также открыты Сикорским в Киеве, Чижом в Дерпте (ныне Тарту). В этих лабораториях
разрабатывались и апробировались методы исследования для решения психологических,
физиологических, психиатрических задач. Первым психологом, открывшим психологическую
лабораторию, был Ланге, внесший большой вклад в развитие научной психологии в России. В 1901 г.
Нечаев организовал психологическую лабораторию для исследования основ школьного дела и в 1904 г.
при этой лаборатории были открыты первые педологические курсы под руководством Румянцева.
Соратник Бехтерева Лазурский расширил применение эксперимента, распространив его на
исследование личности. Он разработал метод естественного эксперимента, который наряду с
лабораторными приемами позволял исследовать личность человека, его интересы и характер.
Лазурский, будучи заведующим психологической лабораторией Психоневрологического института,
организованного Бехтеревым в 1907 г., был одним из создателей Санкт-Петербургской психологической
школы. Россолимо, известный детский невропатолог, разработал свой метод экспериментального
изучения личности — метод психологических профилей, имевший большое диагностическое значение
для определения личностных дефектов. Крупнейшим событием в истории отечественной психологии
явилось открытие Психологического института при Московском университете в 1912 г., основателем
которого был Челпанов. Сотрудники этого института составили научное ядро, вокруг которого начала
формироваться Московская психологическая школа. Так развивалась и крепла экспериментальная и
прикладная психология в России с конца XIX — начала XX вв.
В первой трети XX в. в психологии произошел разрыв между развивающимися эмпирическими и
прикладными исследованиями в психологии и теоретико-методологическими основаниями
психологической науки, особенно субъективно-идеалистического представления о психике. Период
открытого кризиса в психологии продолжался до середины 30-х гг. XX в. Начали возникать
самостоятельные направления в психологии, претендовавшие на создание новой психологической
теории. Важнейшими направлениями периода открытого кризиса стали бихевиоризм, глубинная
психология, гештальт-психология. Каждое из них опиралось на свои теоретические представления о
природе психических процессов, имело собственную теорию личности в норме и патологии,
разрабатывало основы психологического воздействия на человека.
В 1913 г. в США Уотсон, выступая с критикой структурного и функционального подходов в
психологии, призвал рассматривать психологию как объективную экспериментальную область
естественных наук, основной теоретической задачей которой должно быть прогнозирование поведения
человека и управление поведением. С этого момента начинает свое развитие бихевиоризм, как
отдельное направление в психологии. Значительное влияние на формирование бихевиоризма оказали
условно-рефлекторная теория Павлова и теория сочетательных рефлексов Бехтерева. Павлов
продемонстрировал в своих экспериментах, что высшая нервная деятельность может описываться на
подопытных животных в терминах физиологии, без привлечения понятия сознания. Условные рефлексы
Павлова предоставили науке базовый элемент поведения, посредством которого можно было изучать
сложное и многогранное поведение человека в лабораторных условиях. Уотсон воспользовался этой
Hosted by uCoz